«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасности, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Мы должны подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Проблема заключается в том, что у детей этого возраста отсутствует защитная реакция на противопожарную обстановку. Десятая часть пожаров вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
— формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
— воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости — действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
— развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
— воспитание грамотного участника дорожного движения;
— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
1 этап — заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап — ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап — на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации образовательного процесса:- занятия;- заучивание стихотворений;- сбор фотоматериалов; — игры – занятия; — заучивание правил безопасного поведения; — беседы;- дидактические игры; -подвижные игр; -чтение художественной литературы; -рассматривание иллюстраций по теме; -наблюдения; -экскурсии; — театрализованные представления; -сюжетно – ролевые игры; -игры — тренинги; -просмотр мультфильмов; -трудовая деятельность; -продуктивная деятельность; -отгадывание загадок; -развлечения; -досуги; -обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения; -встреча с интересными людьми; -участие в различных конкурсах; -личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения в УДО, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы»,«Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. плакаты по ОБЖ по темам «При пожаре выход один – позвони 101!», альбомы «Опасные ситуации в жизни детей», «Служба 101, 102, 103», «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о пожаре», и др.
2. Игротека, которая содержит:
— дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний» и др. ;
— настольно – печатные игры «Профессии», «Собери картинку», «Азбука пешехода», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений образовательной работы в детском саду. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, информация на стенде, папки-передвижки, выставки семейных творческих работ.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.