Личностно ориентированный подход в образовательном процессе

19.04.2024

Личностно ориентированный подход

в образовательном процессе

Переход современного общества от индустриальной эпохи к эпохе информации привел к переходу от знаниевой образовательной парадигмы к системно-деятельностной. В связи с этим изменились подходы к образовательному процессу учреждения дошкольного образования.

Сегодня педагогические работники учреждений дошкольного образования нуждаются в методической поддержке по освоению новых образовательных технологий, обеспечивающих решение современных задач образования.

Под педагогической технологией понимают научное описание способа достижения педагогического результата, т.е. совокупности правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижения поставленной цели. 

К современным педагогическим технологиям относят: проблемно-игровую технологию, РТВ-ТРИЗ-технологию, метод проектов, исследовательский метод обучения, технологию интеллектуально-творческого развития В.В.Воскобовича, технологию «ситуация», информационно-коммуникационные технологии.

Основа всех современных образовательных технологий – личностно ориентированный подход, или личностно ориентированная модель организации образовательного процесса.

Пути реализации личностно ориентированных технологий.

  1. Изучение интересов и потребностей детей.
  2. Создание ситуации успеха каждому ребенку.
  3. Изменение характера оценки (отказ от сравнения детей друг с другом, оценивать не личность, а поступки).
  4. Изменение характера взаимодействия (диалоговое взаимодействие).
  5. Создание ситуации свободы выбора как способа развития самостоятельности и ответственности. Если у ребенка есть выбор, то ему не так страшно. Обычно педагог дает выбор между тем, что можно и что нельзя, а выбор должен быть разрешенным. Варианты выбора: а) выбор уровня сложности задания, б) выбор форм предъявления работы, в) выбор деятельности, г) выбор способа деятельности, д) выбор срока предъявления работы.
  6. Использование принципов мыследеятельности (Что это? Как ты догадался? Докажи. Кто как считает?), смыслотворчества (Ребенок должен понимать смысл, зачем это нужно?). В авторитарной педагогике смысл – «Вы должны».
  7. Развитие рефлексии (осознание себя, своей деятельности, ее правильности или неправильности). Виды рефлексии: интеллектуальная (осознание предметов и способов действий с ним. Кто что узнал нового?), личностная рефлексия – осознание себя, своих качеств и возможностей), эмоциональная рефлексия (что понравилось и что не понравилось? Устал – не устал.).
  8. Стимулирование мотивации:

А) эмоциональной: поощрение, любые стимулирующие оценивания; использование сюрпризных моментов; использование игровогоперсонажа.

Б) познавательной (проблемные вопросы и ситуации, вопросы на сообразительность, создание противоречий, опора на личный опыт (Что мы знаем? Что мы не знаем?Опора на жизненный опыт ребенка; использование заданий творческого типа)

В) социальной мотивации (работа в паре, в подгруппах, игры-соревнования, игры-дискуссии, взаимопроверки заданий)

поделиться в: