Личностно ориентированный подход
в образовательном процессе
Переход современного общества от индустриальной эпохи к эпохе информации привел к переходу от знаниевой образовательной парадигмы к системно-деятельностной. В связи с этим изменились подходы к образовательному процессу учреждения дошкольного образования.
Сегодня педагогические работники учреждений дошкольного образования нуждаются в методической поддержке по освоению новых образовательных технологий, обеспечивающих решение современных задач образования.
Под педагогической технологией понимают научное описание способа достижения педагогического результата, т.е. совокупности правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижения поставленной цели.
К современным педагогическим технологиям относят: проблемно-игровую технологию, РТВ-ТРИЗ-технологию, метод проектов, исследовательский метод обучения, технологию интеллектуально-творческого развития В.В.Воскобовича, технологию «ситуация», информационно-коммуникационные технологии.
Основа всех современных образовательных технологий – личностно ориентированный подход, или личностно ориентированная модель организации образовательного процесса.
Пути реализации личностно ориентированных технологий.
- Изучение интересов и потребностей детей.
- Создание ситуации успеха каждому ребенку.
- Изменение характера оценки (отказ от сравнения детей друг с другом, оценивать не личность, а поступки).
- Изменение характера взаимодействия (диалоговое взаимодействие).
- Создание ситуации свободы выбора как способа развития самостоятельности и ответственности. Если у ребенка есть выбор, то ему не так страшно. Обычно педагог дает выбор между тем, что можно и что нельзя, а выбор должен быть разрешенным. Варианты выбора: а) выбор уровня сложности задания, б) выбор форм предъявления работы, в) выбор деятельности, г) выбор способа деятельности, д) выбор срока предъявления работы.
- Использование принципов мыследеятельности (Что это? Как ты догадался? Докажи. Кто как считает?), смыслотворчества (Ребенок должен понимать смысл, зачем это нужно?). В авторитарной педагогике смысл – «Вы должны».
- Развитие рефлексии (осознание себя, своей деятельности, ее правильности или неправильности). Виды рефлексии: интеллектуальная (осознание предметов и способов действий с ним. Кто что узнал нового?), личностная рефлексия – осознание себя, своих качеств и возможностей), эмоциональная рефлексия (что понравилось и что не понравилось? Устал – не устал.).
- Стимулирование мотивации:
А) эмоциональной: поощрение, любые стимулирующие оценивания; использование сюрпризных моментов; использование игровогоперсонажа.
Б) познавательной (проблемные вопросы и ситуации, вопросы на сообразительность, создание противоречий, опора на личный опыт (Что мы знаем? Что мы не знаем?Опора на жизненный опыт ребенка; использование заданий творческого типа)
В) социальной мотивации (работа в паре, в подгруппах, игры-соревнования, игры-дискуссии, взаимопроверки заданий)