«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека — его здоровье.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей является создание мотивации и привитие навыков здорового образа жизни. Важным направлением в формировании у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной и динамичной.
В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы всё больше убеждаемся в снижении интереса детей дошкольного возраста к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском саду приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей, к ослаблению иммунозащитых сил организма.
В результате «двигательного дефицита»:
— увеличивается статическая нагрузка на определенные группы мышц;
— снижается сила и работоспособность мускулатуры;
— нарушается функция организма.
Поэтому, для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился, как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитации, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность проходила увлекательно, эффективно и разнообразно на занятиях необходимо использование нестандартного физкультурного оборудования.
Если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, увеличение творческого и познавательного потенциала. Потому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким и сильным. Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удается удивить ребенка дошкольного возраста, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается очень важным.
Для реализации своих задумок по изготовлению нестандартного оборудования можно использовать футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, крышки от бутылок и т.д. Эти бесполезные, на первый взгляд, предметы, превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Нестандартное физкультурное оборудование — это оборудование сделанное своими руками из подручных средств и материалов. Основные задачи физического развития можно решить при применении нестандартного оборудования, которое позволяет:
-повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
— способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
-чередовать различные виды активности детей, стимулируя желание детей заниматься двигательной активностью;
-уточнять представления о форме предметов, их величине и цвете.
— развивать у детей наблюдательность.
Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию:
1.Безопасность в использовании.
2.Простота в изготовлении.
3.Соблюдение гигиенических требований.
4.Эстетическая привлекательность.
5.Максимальная эффективность.
На занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста, можно использовать следующее нестандартное оборудование:
- «Ветерок» — это оборудование представляет собой пластиковую бутылку наполненную цветной бумагой и трубочка от сока. Такое пособие используется для дыхательных упражнений, чтобы развивать органы дыхания.
- «Моталочка» — помогает детям учиться координировать свои движения, развивать мелкую моторику рук, быстроту движений, ловкость.
- «Массажные дорожки и коврики» — имеют разное покрытие пуговицы, шнур, пластиковые пробки. Применение этого пособия способствует развитию мышц нижних конечностей, формированию навыков различных видов ходьбы и прыжков.
- «Скакалка из крышек» — основная задача в использовании этого пособия заключается в том, чтобы научить детей прыгать через предмет, а также развивать ловкость. Можноприменять для массажа стоп и в качестве цели для попадания мяча.
- Тренажер «Султанчики»- можно выделить несколько вариантов использования этого пособия:1)массаж ладоней, путем вращения карандаша между ладонями. 2) массаж кончиков пальцев. 3) массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. В зависимости от времени года можно менять элементы на султанчиках (бабочки, осенние разноцветные листья, снежинки).
- «Мешочки для метания с разным наполнением» — это нетрадиционное оборудование мы используем для метания вдоль левой и правой рукой, в горизонтальную цель двумя руками снизу, а также для развития мышц рук.
Подводя итоги, хочется сделать вывод, что применяя нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре, мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объем двигательной активности. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с применением нетрадиционного оборудования с большим удовольствием и при этом достигают хороших результатов.