Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

26.04.2024

«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья  ребенка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека — его здоровье.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей является создание мотивации и привитие навыков здорового образа жизни. Важным направлением в формировании у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной и динамичной.

В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы всё больше убеждаемся в снижении интереса детей дошкольного возраста к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском саду приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей, к ослаблению иммунозащитых сил организма.

В результате «двигательного дефицита»:

— увеличивается статическая нагрузка на определенные группы мышц;

— снижается сила и работоспособность мускулатуры;

— нарушается функция организма.

Поэтому, для полноценного развития ребенка  необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился, как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитации, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Для того чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность проходила увлекательно, эффективно и разнообразно на занятиях необходимо использование нестандартного физкультурного оборудования.

Если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, увеличение творческого и познавательного потенциала. Потому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким и сильным. Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удается удивить ребенка дошкольного возраста, значит, половина успеха достигнута. Именно   поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается очень важным.

Для реализации своих задумок по изготовлению нестандартного оборудования можно использовать футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, крышки от бутылок и т.д. Эти бесполезные, на первый взгляд, предметы, превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Нестандартное физкультурное оборудование — это оборудование  сделанное своими руками из подручных средств и материалов. Основные задачи физического развития можно решить при применении нестандартного оборудования, которое позволяет:

 -повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

 — способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

 -чередовать различные виды активности детей, стимулируя желание детей заниматься двигательной активностью;

  -уточнять представления о форме предметов, их величине и цвете.

  — развивать у детей наблюдательность.

Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию:

1.Безопасность в использовании.

2.Простота в изготовлении.

3.Соблюдение гигиенических требований.

4.Эстетическая привлекательность.

5.Максимальная эффективность.

На занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста, можно использовать следующее  нестандартное оборудование:

  1. «Ветерок» — это оборудование представляет собой пластиковую  бутылку наполненную цветной бумагой и трубочка от сока. Такое пособие используется для дыхательных упражнений, чтобы развивать органы дыхания.
  2. «Моталочка» — помогает детям учиться координировать свои движения, развивать мелкую моторику рук, быстроту движений, ловкость.
  3. «Массажные дорожки и коврики» — имеют разное покрытие пуговицы, шнур, пластиковые пробки. Применение этого пособия способствует развитию мышц нижних конечностей, формированию навыков различных видов ходьбы и прыжков.
  4.  «Скакалка из крышек» — основная задача в использовании этого пособия заключается в том, чтобы научить детей прыгать через предмет, а также развивать ловкостьМожноприменять для массажа стоп и в качестве цели для попадания мяча.
  5. Тренажер «Султанчики»- можно выделить несколько вариантов использования этого пособия:1)массаж ладоней, путем вращения карандаша между ладонями. 2) массаж кончиков пальцев. 3) массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. В зависимости от времени года можно менять элементы на султанчиках (бабочки, осенние разноцветные листья, снежинки).
  6. «Мешочки для метания с разным наполнением» — это нетрадиционное оборудование мы используем для метания вдоль левой и правой рукой, в горизонтальную цель двумя руками снизу, а также для развития мышц рук.

Подводя итоги, хочется сделать вывод, что применяя нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре, мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объем двигательной активности. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с применением нетрадиционного оборудования с большим удовольствием и при этом достигают хороших результатов.

  •  
поделиться в: