Изучение двигательной и познавательной активности тесно связано с всесторонним развитием личности. Главный фактор развития личности – активность. Это необходимый фактор развития ребёнка, который обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды.
По мнению специалистов, оптимальный режим двигательной активности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребёнка, развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение ребёнком доступных ему по возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. В случае отсутствия физических нагрузок показатели двигательной активности, достигшие своего апогея развития, начинают быстро регрессировать с возрастом.
Ранний возраст – период интенсивного физического развития. Дети могут быть выше или ниже ростом, полные или средней упитанности, разные по объему грудной клетки или головы –в этом их индивидуальное отличие. Однако для всех без исключения детей является гармоничное соотношение показателей физического развития: роста, веса, ОГ, активности, подвижности. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивая нервная система.
Характерной особенностью этого возраста является большой интерес к движениям, потребность в самых разнообразных движениях. Особое значение имеют жизненно важные движения – ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. У детей этого возраста ярко выражены различия в овладении движениями. состав движений у них достаточно разнообразен. Различна и качественная характеристика движений. Могут встречаться явные «неумейки» и дети, достаточно хорошо владеющие разными видами и способами движений.
Дети 4-5 года жизни имеют свои особенности в физическом развитии. Меняются все основные показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки и головы.
Здоровье детей при оптимальном ЗОЖ становится более крепким. Организм легче, чем в младшем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями, так как его функционирование становится более совершенным. Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными возможностями организма.
Потребности ребенка в двигательной активности тесно переплетается с потребностью в общении в совместной игровой и двигательной деятельности. Индивидуальные различия в объеме, продолжительности, содержании двигательной деятельности значительны. Малоподвижность детей объясняется чаще всего отсутствием необходимых условий для движений. Дети ощущают потребность двигаться, полное удовлетворение которой способствует гармоничному развитию (физическому и психическому). Ребенок этого возраста владеет в общих чертах всеми видами движений, стремится по-разному их объединить, хочет испытать свои силы в более сложных и новых видах физических упражнений.
Функциональные возможности организма детей 5-6 лет создают базис для формирования физической и умственной работоспособности.
В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем физического развития и здоровьем, работоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокий уровень заболеваемости. Они, как правило, неорганизованны, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство.
Двигательная активность детей этого возраста высока и совершенно естественна. Малая подвижность — чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя скоростно-силовые качества и выносливость. Проявляется интерес к спортивным играм и упражнениям.
Двигательное развитие ребенка определяется показателями физического состояния его организма. В процессе физического воспитания необходимо учитывать динамику физического развития, физической подготовленности, двигательной активности и функционального состояния.
Показателями физического развития традиционно выступают антропометрические данные (рост, вес, ОГ, осанка, и т.д.)
Показатели физического развития детей 3-6 лет
Показатели физического развития | Возраст | ||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Девочки
Масса тела, кг Длина тела, см Окр-сть грудн. клетки, см | 13, 8-17,1 96-104 52-54 | 16,8-19,8 103-110 54-56 | 17,5-22 109-116 56-58 | 19,9-25,9 115-123 58-61 |
Мальчики
Масса тела, кг Длина тела, см Окр-сть грудн. клетки, см | 14,7-17, 5 99-106 53-54 | 16-20,1 105-111 54-57 | 18-22,9 109-118 57-58 | 20-25 115-125 58-60 |
Исследования указанной проблемы приобретает особое значение на современном этапе, т.к. за последние десятилетия здоровье детей значительно ухудшилось. Поэтому столь актуальным в настоящее время является изучение физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста, как важного фактора укрепления здоровья.
По утверждению ряда специалистов Г.П. Юрко В.Н. Шебеко термин «физическое развитие» включает также и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие). Диагностика уровня физического развития физических качеств позволяет определить физическую подготовленность с помощью тестов.
Проблеме физической подготовленности уделено значительное внимание в специальной литературе. Она волновала и волнует ученых, а также практических работников, так как недооценка физической подготовленности отрицательно сказывается на процессах роста и развития детского организма. Именно развитие физических качеств определяет в целом уровень общей физической подготовленности детей.
Результаты наблюдений Т.Ю. Логвиной за динамикой физической подготовленности дошкольников позволяют считать. Что степень развития двигательных умений и навыков определяются возрастом, полом и режимом двигательной активности. Установлено, что сила, гибкость, выносливость и пространственная ориентация увеличивается у всех детей с возрастом и наиболее выражена в 5-6 лет.
Критерием оценки двигательной активности являются: объем движений (в условных шагах), продолжительность, содержание (разнообразие движений, форм и видов)
Дифференцируются группы детей: оптимально подвижные, малоподвижные и гиперподвижные.
Оптимально подвижные дети отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение дня. Они самостоятельны и активны. Движения их уверенные, четкие, целенаправленные. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития физических качеств.
Гиперподвижные дети, с высокой двигательной активностью всегда заметны. Они находят возможность двигаться в любых условиях, для них характерна высокая подвижность. Движения их быстры, резки. часто бесцельны. Во время физкультурных занятий эти дети не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения.
К следующей группе относятся дети малой подвижности. Эти дети имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. Малая подвижность-фактор риска для здоровья.
Чтобы оптимизировать двигательную активность детей с учетом индивидуальных особенностей необходимо организовать коррекционную работу с малоподвижными и гиперподвижными детьми.
При руководстве двигательной активности детей средней или оптимальной подвижности достаточно создать необходимые условия, то есть создать место для движений, время, физкультурное оборудование.
Руководство движений гиперподвижных детей направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Этих детей надо специально учить точным движениям: метанию в цель, в равновесии, прокатыванию мяча, использовать прием осмысленности содержания в двигательную деятельность.
У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки — разные их способы), вовлекать в активную деятельность на протяжении всего дня.
Индивидуальные различия двигательной активности детей легли в основу организации двигательного режима.
Структурными компонентами двигательного режима являются все формы работы по физическому воспитанию, основу которых составляет двигательная деятельность. Сюда входят: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность, индивидуальная и дифференцированная работа, кружковые занятия; профилактические и реабилитационные мероприятия. Главная целевая направленность двигательного режима состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями в области здоровья, воспитать у них потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в оздоровительной работе на предстоящий период. Обязательное требование к физкультурным мероприятиям – они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.
Вместе взятые формы организации физического воспитания представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей. Она распределяется в течение дня с учётом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Кроме этого в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей – это время до завтрака и перед занятием, особенно, если оно умственного характера. Осторожно будем подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения сразу после подъёма детей. Лучше всего предоставить им возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.
Процентное соотношение организованных форм физкультурно-оздоровительной работы и самостоятельной двигательной активности детей разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако, самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объёма их общей двигательной активности. Поэтому можно сказать, что потребность дошкольников в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима.
Общие требования к разработке двигательного режима:
продолжительность двигательной активности в течение суток должна составлять не менее 60% общего времени бодрствования в группах раннего и младшего дошкольного возраста и 50% — старшего дошкольного возраста;
содержанием двигательного режима является деятельность, разнообразная по формам (самостоятельная, организованная, бытовая) и видам (двигательная, игровая, учебная), а также составу движений и физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и утомления детей;
в двигательный режим включаются все формы и виды двигательной активности, в том числе кружковая и индивидуальная работа;
периоды высокой двигательной активности чередуются с отдыхом и малоподвижными видами деятельности;
каждый ребёнок должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.
Главная цель физического воспитания в учреждении дошкольного образования состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего развития и воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.