егодня перед обществом стоит важная задача – переломить в сознании людей стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату. Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве.
Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в дошкольном учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастает человек с высоким уровнем гражданской ответственности.
Формирование понятий «энергосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области экологического сознания происходит посредством:
изучения ресурсо- и энергопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду на доступном для детей уровне;
усвоения элементарных представлений об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребности других членов семьи;
навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
гуманного отношения к природе;
соблюдения мер безопасности в быту при обращении с электрическими приборами и другим оборудованием.
Задачи воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения решаются в рамках реализации учебной программы дошкольного образования и реализуются путем вовлечения дошкольника в разнообразную деятельность, создание соответствующей развивающей среды, активное участие родителей, социальных партнеров и всего педагогического коллектива детского сада в различных формах работы с детьми в данном направлении. При организации образовательного процесса педагоги должны использовать наблюдения, опыты и простейшие эксперименты, развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации, моделирование, экологические проекты, продуктивные виды деятельности.
Включение в образовательный процесс игры, игровых тренингов, сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих, подвижных игр позволяет в более доступной форме знакомить детей с ресурсо- и природосбережением. Дидактические игры могут включаться в специально организованную деятельность, при изучении таких тем, как: «Труд взрослых», «Семья», «Транспорт», «Свойства и качества материалов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Времена года», «Наша страна. Наш город (село)» и др. На занятиях «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» детей следует знакомить с конкретными понятиями по ресурсо- и природосбережению.
Так игра, «Приключение лампочки» наглядно покажет, что значит быть «экономным», в чем это выражается. Дидактическая игра «Путешествие по маршруту экономных дел, поступков и отношений», построенная на литературных произведениях и личном опыте детей, позволит обратить внимание детей на бережливое и экономное отношение к природным ресурсам.
Не менее интересны и полезны такие игры, как: «Чудо вещи вокруг нас», «Что было, когда погас свет?», «Почему нужно беречь воду?», «Правильно ли мы расходуем воду», игры-фантазии «Как беречь электроэнергию», ряд словесных игр.
Дети могут усваивать уроки бережливости и через экскурсии и наблюдения «Электричество в нашем детском саду», «Электричество в нашем городе», «Вода в детском саду»; наблюдения за применением электричества и воды в домашнем хозяйстве; наблюдения за естественным и искусственным освещением.
Воспитание бережливости должно идти также через художественную литературу: сказки, рассказы, устное народное творчество: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», Н.Носов «Карасик», С.Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме».
По прочитанным художественным произведениям следует проводить с детьми беседы, ставить постановки, обсуждать проблемные ситуации, экономические задачи, направленные на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
Организация работы с родителями. Важной стороной данной темы является постоянное сотрудничество с родителями, т.к. семья для ребенка – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а у ребенка – уважительное отношение к своим близким. В противном случае, если ребенок не будет иметь постоянно примера разумного отношения к природе, ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к природе будет постепенно ослабевать.
Важна просветительская работа среди родителей. Она может осуществляться в рамках акций «Введи экономию в привычку», путем издания плакатов, газет, листовок, буклетов.
Таким образом, благодаря комплексу мероприятий по экономии и бережливости в учреждении, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении мы просто обязаны быть бережливыми. Если сегодня наши воспитанники будут рачительными хозяевами своего дома, то усвоенный ими образ жизни поможет завтра быть ответственными за безопасное будущее всей страны.