«Система работы по формированию ресурсосбережения в учреждении дошкольного образования»

03.05.2024

егодня перед обществом стоит важная задача – переломить в сознании людей стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату. Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве.

Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в дошкольном учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастает человек с высоким уровнем гражданской ответственности.

Формирование понятий «энергосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения в области экологического сознания происходит посредством:

изучения ресурсо- и энергопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду на доступном для детей уровне;

усвоения элементарных представлений об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребности других членов семьи;

навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

гуманного отношения к природе;

соблюдения мер безопасности в быту при обращении с электрическими приборами и другим оборудованием.

Задачи воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения решаются в рамках реализации учебной программы дошкольного образования и реализуются путем вовлечения дошкольника в разнообразную деятельность, создание соответствующей развивающей среды, активное участие родителей, социальных партнеров и  всего педагогического коллектива детского сада в различных формах работы с детьми в данном направлении. При организации образовательного процесса педагоги должны использовать наблюдения, опыты и простейшие эксперименты, развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации, моделирование, экологические проекты, продуктивные виды деятельности.

Включение в образовательный процесс игры, игровых тренингов, сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих, подвижных  игр позволяет в более доступной форме знакомить детей с ресурсо- и природосбережением. Дидактические игры могут включаться в специально организованную деятельность, при изучении таких тем, как: «Труд взрослых», «Семья», «Транспорт», «Свойства и качества материалов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Времена года», «Наша страна. Наш город (село)»  и др. На занятиях  «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» детей следует знакомить с  конкретными понятиями по ресурсо- и природосбережению.  

Так игра, «Приключение лампочки» наглядно покажет, что значит быть «экономным», в чем это выражается. Дидактическая игра «Путешествие по маршруту экономных дел, поступков и отношений», построенная на литературных произведениях и личном опыте детей, позволит обратить внимание детей на бережливое и экономное отношение к природным ресурсам.

Не менее интересны и полезны такие игры, как: «Чудо вещи вокруг нас», «Что было, когда погас свет?», «Почему нужно беречь воду?», «Правильно ли мы расходуем воду», игры-фантазии «Как беречь электроэнергию», ряд словесных игр.

Дети могут усваивать уроки бережливости и через экскурсии и наблюдения «Электричество в нашем детском саду», «Электричество в нашем городе», «Вода в детском саду»; наблюдения за применением электричества и воды в домашнем хозяйстве; наблюдения за естественным и искусственным освещением.

Воспитание бережливости должно идти также через художественную литературу: сказки, рассказы, устное народное творчество: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», Н.Носов «Карасик», С.Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме».

По прочитанным художественным произведениям следует проводить с детьми беседы, ставить постановки, обсуждать проблемные ситуации, экономические задачи, направленные на формирование бережного отношения к природным ресурсам.

Организация работы с родителями. Важной стороной данной темы является постоянное сотрудничество с родителями, т.к. семья для ребенка – жизненно необходимая социальная среда, определяющая  путь развития его личности. Сотрудничество с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а у ребенка – уважительное отношение к своим близким. В противном случае, если ребенок  не будет иметь постоянно примера разумного отношения к природе, ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к природе будет постепенно ослабевать.

Важна просветительская работа среди родителей. Она может осуществляться в рамках акций «Введи экономию в привычку», путем издания плакатов, газет, листовок, буклетов.

Таким образом, благодаря комплексу мероприятий по экономии и бережливости в учреждении, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении мы просто обязаны быть бережливыми. Если сегодня наши воспитанники будут рачительными хозяевами своего дома, то усвоенный ими образ жизни поможет завтра быть ответственными за безопасное будущее всей страны.

поделиться в: