В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы для:
1. Организации деятельности детей: постоянного общения детей с растениями и животными, проведения интересных наблюдений за растениями и животными, организации труда детей поуходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.), для организации игровой деятельности(игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения), для организации экспериментальной деятельностидетей.
2. Умственного воспитания детей: в уголке природы сосредоточивают
внимание детей на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание,в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знанияо животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.), дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности, на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе, формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.
3. Нравственного воспитания детей: формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д., формируются нравственные (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к природе,дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.
4. Эстетического воспитания детей: красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетические чувства. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату и создаст благоприятный микроклимат в помещении.
5. Трудового воспитания детей: формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными, формируются навыки и умения ухода за растениями и животными.
При подборе обитателей уголка природы в учреждении дошкольного образования следует учитывать ряд важных требований:
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Растения и животные должны быть внешне красивыми, яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей, т.е. не должно быть ядовитых, колючих, агрессивных, вызывающих аллергию у детей.
5. Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи педагога). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования и создания специфических условий.
7. Подбор растений и животных должен быть осуществлен сучетом возрастных особенностей детей.
Уголок природы в младшей возрастной группе. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи учебной программы.
В уголок природы младшей группы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья, цветок), ярко, обильно и долго цветущие, имеющие ярко окрашенные листья.
Комнатные растения, рекомендованные учебной программой дошкольного образования:
1 младшая группа: бальзамин (огонек) и др.
2 младшая группа: бальзамин (огонек), аукуба (золотое дерево), китайская роза (гибискус), бегония вечноцветущая, камелия, фуксия и др.
Уголок природы в средней группе. В средней группеусложняются знания о растениях и животных. Число растений, которые узнают и называют дети, возрастает. Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, разный характер листьев (характер поверхности листьев и их хрупкости).
Комнатные растения, рекомендованные учебной программой дошкольного образования: бегония-рекс, фиалка, аспарагус, агава, аспидистра и др. Одновременно в уголке природы может быть до 5-6 видов растений.
Уголок природы в старшей группе (5-6 лет). В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разными потребностями в свете, влаге, тепле, с разнообразными листьями, цветками, стеблями (вьющимися, стелющимися), с разными способами размножения.
Комнатные растения, рекомендованные учебной программой дошкольного образования: традесканция, амариллис, декабрист, плющ, комнатный виноград (циссус) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 7-8 видов растений.
Уголок природы в старшей группе (6-7 лет). При подборе растений и животных уголка природы обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды. Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения — резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1 – 2 вида неколючих кактусов), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др; — с разными способами вегетативного размножения комнатных растений: побегами (герани, фуксия, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс и др.); размножение луковицами (кринум, амариллис), размножение делением куста (аспидистра, аспарагус и др.). Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума).
Размещение объектов в уголке живой природы.
1. В учреждении дошкольного образования уголок природы организуется для каждой группы отдельно. Расположить его можно в групповой комнате или в раздевальном помещении.Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители могут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания детей в семье и учреждении дошкольного образования.
2. Объекты уголка природы размещаются в светлой части комнаты так, чтобы они хорошо были освещены. Окно для уголка природы должно быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток.
3. Объекты уголка природы размещаются на низких столах и подоконниках,чтобы они не загораживали свет из окна.
4. К каждому объекту должен быть свободный подходдля наблюдений и ухода за ним.
5. Размещая обитателей в уголке природы, следует, в первую очередь, позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.Так, одни комнатные растения– растения субтропиков и пустынь (герань, кактусы и др.) нуждаются в большем количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие – обитатели тропических лесов и болот (например, традесканция, аспидистра, плющ, узамбарская фиалка, бегония) плохо переносит прямые солнечные лучи, их помещают в затененное место, около окон северной стороны, в простенках между окнами.
6. Растения уголка не следует располагать около открывающихся для проветривания окон, форточек, около источников отопления, так как резкие колебания температуры вредны для них.
7. Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.
8. При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.