ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

06.05.2024

Консультация для педагогов

Трудовая деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.

Самостоятельность — великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок дошкольного возраста еще маленький, но в жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны их руки, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко.

В осуществлении трудового воспитания детей дошкольного возраста выделяют наиболее типичные ошибки:

1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.

2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда, как в учреждении дошкольного образования, так и дома.

3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.

4. Отсутствие или недостаток у родителей и воспитателей, соответствующих психолого-педагогических знаний.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования трудовая деятельность — одно из важных направлений в работе учреждений дошкольного образования, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

— формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы;

— создание возможности для реализации потребности ребенка в индивидуальной и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми;

— пробуждение желания трудиться на пользу общества;

— поддержка стремления к личным достижениям, к волевым усилиям для получения нужного результата;

— формирование навыков ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики рук.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Какие же виды труда предлагаются детям дошкольного возраста как в учреждении дошкольного образования, так и в семье.

Виды труда:

— Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

— Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты или комнаты дома, участка или, если это частный дом, то уборка во дворе);

— Труд в природе (в уголке природы, дома может быть комнатное растение, за которым ухаживает ребенок, в цветнике, на огороде, в саду);

— Ручной труд (поддержание порядка в группы и дома: починка, подклеивание книг, коробок и пр.).

Содержание трудовой деятельности, виды труда

Самообслуживание — труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Общественная значимость:

— освобождает других от обслуживания себя;

— ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.

Хозяйственно-бытовой труд, направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов

Особенность хозяйственно-бытового труда — его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.

Труд в природе — в уголке природы, в цветнике

Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Особенности:

— результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;

— чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; — труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;

— даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.

Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.

Художественный труд представлен в двух направлениях:

— изготовление поделок,

— украшение своими изделиями помещений как в дошкольном учреждении, так и дома,  к праздникам, оформление выставок и т.д.

Формы организации труда

1.  Поручения (индивидуальные и совместные)

-Эпизодические (краткосрочные)

-длительные

-отсроченные по времени

2. Дежурство — предполагает труд одного или нескольких детей в интересах остальных (в семье – расставить посуду и разложить столовые приборы к ужину).

3. Коллективный труд  направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания. В процессе труда происходит:

 Накопление практического опыта,

 Формирование  навыков и умений,

 Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),

 Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),

 Расширение кругозора,

 Расширение словарного запаса,

 Расширение представлений о сенсорных эталонах,

 Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

 Позволяет получать оценку,

 Ощущение радости от результата труда,

 Проявления внимания к партнерам по труду.

поделиться в: