Консультация для педагогов
Трудовая деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда.
Самостоятельность — великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок дошкольного возраста еще маленький, но в жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны их руки, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко.
В осуществлении трудового воспитания детей дошкольного возраста выделяют наиболее типичные ошибки:
1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.
2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда, как в учреждении дошкольного образования, так и дома.
3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.
4. Отсутствие или недостаток у родителей и воспитателей, соответствующих психолого-педагогических знаний.
В соответствии с учебной программой дошкольного образования трудовая деятельность — одно из важных направлений в работе учреждений дошкольного образования, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
— формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы;
— создание возможности для реализации потребности ребенка в индивидуальной и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми;
— пробуждение желания трудиться на пользу общества;
— поддержка стремления к личным достижениям, к волевым усилиям для получения нужного результата;
— формирование навыков ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики рук.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Какие же виды труда предлагаются детям дошкольного возраста как в учреждении дошкольного образования, так и в семье.
Виды труда:
— Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
— Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты или комнаты дома, участка или, если это частный дом, то уборка во дворе);
— Труд в природе (в уголке природы, дома может быть комнатное растение, за которым ухаживает ребенок, в цветнике, на огороде, в саду);
— Ручной труд (поддержание порядка в группы и дома: починка, подклеивание книг, коробок и пр.).
Содержание трудовой деятельности, виды труда
Самообслуживание — труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Общественная значимость:
— освобождает других от обслуживания себя;
— ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью.
Хозяйственно-бытовой труд, направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов
Особенность хозяйственно-бытового труда — его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
Труд в природе — в уголке природы, в цветнике
Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Особенности:
— результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;
— чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат; — труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;
— даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней.
Художественный труд представлен в двух направлениях:
— изготовление поделок,
— украшение своими изделиями помещений как в дошкольном учреждении, так и дома, к праздникам, оформление выставок и т.д.
Формы организации труда
1. Поручения (индивидуальные и совместные)
-Эпизодические (краткосрочные)
-длительные
-отсроченные по времени
2. Дежурство — предполагает труд одного или нескольких детей в интересах остальных (в семье – расставить посуду и разложить столовые приборы к ужину).
3. Коллективный труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Организация труда является ведущим средством трудового воспитания. В процессе труда происходит:
Накопление практического опыта,
Формирование навыков и умений,
Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),
Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),
Расширение кругозора,
Расширение словарного запаса,
Расширение представлений о сенсорных эталонах,
Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
Позволяет получать оценку,
Ощущение радости от результата труда,
Проявления внимания к партнерам по труду.