Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
— формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
— воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости — действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
— развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
— воспитание грамотного участника дорожного движения;
— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации образовательного процесса:
специально организованная деятельность;
заучивание стихотворений;
сбор фотоматериалов;
игры – занятия;
заучивание правил безопасного поведения;
беседы;
дидактические игры;
подвижные игры;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций по теме;
наблюдения;
экскурсии;
театрализованные представления;
сюжетно – ролевые игры;
игры — тренинги;
просмотр мультфильмов;
трудовая деятельность;
продуктивная деятельность;
отгадывание загадок;
развлечения;
досуги;
обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
встреча с интересными людьми;
участие в различных конкурсах;
личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Все, что мы формируем у детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.