«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

10.05.2024

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

— формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

— воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости — действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

— развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

— воспитание грамотного участника дорожного движения;

— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации образовательного процесса:

специально организованная деятельность;

заучивание стихотворений;

сбор фотоматериалов;

игры – занятия;

заучивание правил безопасного поведения;

беседы;

дидактические игры;

подвижные игры;

чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций по теме;

наблюдения;

экскурсии;

театрализованные представления;

сюжетно – ролевые игры;

игры — тренинги;

просмотр мультфильмов;

трудовая деятельность;

продуктивная деятельность;

отгадывание загадок;

развлечения;

досуги;

обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

встреча с интересными людьми;

участие в различных конкурсах;

личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Все, что мы формируем у детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

поделиться в: