ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

17.05.2024

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения, — «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.» Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

• наследственность;

• неблагоприятная экологическая обстановка;

•электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);

• образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья)

По мере взросления у детей изменяется осанка и увеличивается масса тела. Процессы роста завершаются к 25 годам. На формирование и здоровое функционирование систем организма влияет здоровое питание, занятия спортом, экологические условия проживания. Недостаток витаминов и микроэлементов, нарушение двигательной активности, продолжительные физические нагрузки, сопутствующие или врождённые заболевания замедляют обменные процессы в организме человека.

Учитывая современную динамику жизни, установлено, что большая роль в провоцировании заболеваний внутренних органов принадлежит опорно-двигательному аппарату. Часто проблемы в росте и развитии скелета человека заключаются в безобидных патологиях стоп. 

Плоскостопие и сколиоз — это две проблемы, которые встречаются очень часто у детей.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам. Стопа — фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение ее развития может отражаться на осанке ребенка. Врожденным оно бывает очень редко, чаще всего возникает из-за носки неправильной обуви.

Если совсем махнуть на плоскостопие рукой, это рано или поздно может привести к артрозу коленных и тазобедренных суставов, а также к проблемам с позвоночником — сколиозу.

Сколиоз — искривление позвоночника вправо и влево от вертикальной оси тела. Так же, как и плоскостопие, очень редко бывает врожденным. Эта проблема приобретается с детского возраста, особенно из-за того, что дети плохо держали осанку и горбились.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, необходимо активно использовать нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Главный принцип сохранения здоровья — профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки и стопы играют воспитание и систематические физические упражнения.

Формирование правильной осанки начинается  с того, что  нужно показать и объяснить детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложить поупражняться в этом. Объяснить, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устает во время чтения, письма за столом.

Необходимо показать детям, что сидеть надо так, чтобы край стола находился от груди на ширину ладони. Затем предложить принять правильное положение. Подойти ко всем детям, помочь принять правильную позу.

В перерыве между занятиями можно провести физкультурные минутки, предлагая ряд упражнений стоя:

  • для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз),
  • для косых мышц туловища (наклоны, повороты),
  • для мелких мышц шеи, кистей рук (наклоны, повороты).

Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении.

Например, играют дети в «магазин» и ребенок, выполняющий роль продавца, очень долго стоит за прилавком. Нужно обратить внимание продавца на то, что конфеты кончаются. Предложить пойти позвонить на склад, чтобы привезли еще конфет или вызвать машину. Игра не нарушается, но происходит смена деятельности.

В летнее время дети очень любят игры с песком и водой, а поэтому находятся долгое время в согнутом положении. В этих играх необходимо  использовать физкультурное оборудование и пособия, которые имеются на участке.

На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. При нормальном ее строении нога опирается на наружный продольный свод, служит рессорой, обеспечивая эластичность походки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая.

В целях профилактики плоскостопия необходимо применять ходьбу босиком. В летнее время на участке нужно использовать ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве, по песку. При такой ходьбе ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению ее свода. Зимой на физкультурных занятиях дети иногда занимаются босиком, если температурные условия и вид упражнений позволяют это делать.

Во вводную или заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно нужно включать:

  • профилактическую ходьбу на носках, пятках,
  • ходьбу с опорой на наружные края стопы,
  • ходьбу по канату, обручу.

В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики необходимо  включать упражнения из разных исходных положений для туловища:

  • лежа на животе — «рыбка»,
  • лежа на животе  — «ласточка»,
  • лежа на спине – «велосипед»,
  • лежа на спине –  «ножницы».

Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а, следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Поэтому необходимо научить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания.

С этой целью производятся специальные дыхательные упражнения, например:

  • глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах духов, цветка), продолжительный выдох (подуть на цветок) 3—4 раза,
  • упражнение «Дровосек» — руки вверх (вдох), опустить вниз, сказать «ух» (выдох).

Для формирования полного, глубокого выдоха  необходимо использовать также прием произношения звуков и слов на выдохе.

В старшей группе дети уже сами контролируют  дыхание, постепенно усвоив, когда делается выдох, когда — вдох (например, при наклонах, поворотах — выдох, при распрямлении корпуса — вдох).

Очень большое значение имеет плотность занятия. Поэтому необходимо  построить их так, чтобы обеспечить оптимальную физическую нагрузку детей. Особенно тщательно продумывать подбор и сочетание движений на одном занятии и выбор способа организации детей для их выполнения. Стараясь  при переходе от одной части занятия к другой не допускать неоправданных потерь времени.

Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии:

  • ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове,
  • ходьба по гимнастической рейке.

Уже со второй половины года в старшей группе эти упражнения включаются не только в основную, но и во вводную часть занятий. В летнее время включать их и во вводную часть утренней гимнастики: дети идут обычным шагом, потом по гимнастической скамье, затем по бревну (при этом задания усложняются и варьируются).

Упражнения с мелкими физкультурными пособиями помогают контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому целесообразно использовать упражнения с гимнастическими палками, обручами, кеглями, лентами, с длинной веревкой, флажками, со скакалками. При этом предусматривается использование одного и того же пособия на занятии многократно. Если, например, на занятии запланированы упражнения с гимнастической палкой, то во вводную часть занятия нужно включить ходьбу с палкой за плечами; если во вводной части выполняются упражнения с мешочками, то в основную часть занятия нужно включить упражнение в ходьбе с мешочками на голове или прыжках через мешочки. Все эти приемы способствуют увеличению физической нагрузки, повышают у детей интерес к занятию.

Укреплению костно-мышечного аппарата, формированию правильной осанки способствуют игры с элементами спортивных упражнений, такие, как:

  • городки;
  • бадминтон;
  • настольный теннис;
  • катание на коньках;
  • ходьба на лыжах.

Все это планируется и проводится с учетом сезонных условий.

Систематически необходимо вести индивидуальную работу с детьми, у которых выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию.  

Для предупреждения плоскостопия можно использовать следующий комплекс упражнений (длительность 6—10 мин):

  • собрать веревку пальцами ног;
  • ходьба  на носках, пятках;
  • ходьба на внешней стороне стопы;
  • ходьба по массажной дорожке;
  • прокатить палку по полу стопами ног.

В комплекс упражнений для детей, у которых выявлена сутулость, необходимо включить  задания:

  • походить с палкой за спиной;
  • стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;
  • идти с предметом на голове;
  • упражнения из положения лежа на спине, на животе.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а следовательно и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять организации этих мероприятий особое внимание.

Можно делать несколько профилактических упражнений:

  • переступания с пятки на носок;
  • бег на носках;
  • перетоп.

Затем необходимо провести  подвижную игру, в которой принимают участие все дети.

Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.

Для повышения эффективности этой работы способствуют тесные контакты с родителями. Они  должны поддерживать  все мероприятия, и продолжать работу дома, руководствуясь рекомендациями.

«В человеке все должно быть прекрасно» — манера правильно держаться важна не только с эстетической стороны, еще важнее влияние, которое осанка оказывает на здоровье. Деформированная осанка отрицательно влияет на такие важнейшие функции, как дыхание, кровообращение, пищеварение.

Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивает правильное физическое развитие ребенка. Одежда и обувь должна быть удобной.

Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата — один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, руководителей физвоспитания, воспитателей, родителей.

поделиться в: