КАЖДЫЙ РЕБЁНОК – ХУДОЖНИК

27.05.2024

Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительном образе свои впечатления об окружающем. Актуален вопрос: «Почему дети предпочитают рисование/ изобразительную деятельность многим другим занятиям? Чем же привлекательны для детей они?»

Рисование доступно: поводим палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу карандаш или фломастер – и рисуй где угодно – дома, в гостях; провел ногтем по замороженному стеклу – сказочный лес; нарисовал мелком деревья на асфальте – и ты в таинственном лесу.

Оно чувствительно: волнуют образы и сюжеты; волнуют движения линии и изменчивость цвета, волнуют и переживания всего происходящего в рисунке, волнуют сами рисунки.

Оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания.

Оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям: можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, суждения, открытия и многое другое;

Продуктивно: рисуешь и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их повесить на стену, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассмотреть. Рисование увлекательно, приятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаясь от неприятного в собственной жизни.

Процесс (рисование) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект новой деятельности.

Когда же и как возникает у детей интерес к рисованию?                  Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные: постучал пальцем по стеклу – получились точки; провел в сторону – линия. А когда в руке оказываются кусочки мела, угля, кирпича, карандаша и т.д. – процесс этот становится еще более интересным, увлекательным и очень приятным.

Итак, детское рисование в начальной природе представляет чёрканье, пачканье, а основной набор графических следов — это случайные точки, штрихи пятна. К 5 годам у ребенка накапливается уже достаточно большой жизненный опыт. Это возраст, когда ребенок способен не только различать, но и описывать, анализировать свойства предметов и явлений. Открывается способность к глубокому переживанию, к сопереживанию, к сочувствию: одних люблю, других жалею, третьих стесняюсь, этих боюсь, об этих беспокоюсь.                                                                    

В творчестве детей 5-7 лет происходит взрыв рисовальной активности, когда максимально открываются для них изобразительные возможности в графике и в цвете, и исследовательский интерес к изобразительным возможностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Тематика рисунков бесконечно расширяется.

А вот от 6 до 7 – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармоничного взаимодействия в творчестве. Практический опыт ребенка, опыт его самообладания, опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, знания и опыт изобразительной деятельности.

Успешный результат ребенка вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения и волнует вопрос: «Отчего у него хорошо получается?». И здесь необходимо ТАК руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительные, эмоциональные отношения.

Наблюдения.

Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто видеть и выделить форму и цвет. День за днем идут наблюдения за явлениями природы. Дети уже сами, показывая на небо, говорят, что «это плывет крокодил». Осенний дождь холодный, тяжелый и грустный, а летний – мягкий, добрый, мелкий. Постепенно у детей накапливается запас представлений, которые и составят базу для работы воображения. Чем разнообразнее образы, тем богаче замыслы. 

Способы рисования.

Создавая рисунок, ребенок применяет действия, контролируя изображаемое, и оценивает, как правильно и неправильно. Зачастую, у ребенка есть замысел, но он не знает в каком углу бумаги начать и с какого движения. Ребенок, научившись что-то изображать, радостно рассказывает, а то и показывает результат. В виде разминки можно поиграть «На что похоже?». (Гриб –дуга, трава – ломанная линия, море – волнистая линия). В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действия, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, которая является одним из побудителей рисования. Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для психического развития. Развитие моторики имеет огромное значение для развития мышления и «способности детей на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский).

Художественное слово.

Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства. Эмоционально-творческое настроение и эстетическое чувство у дошкольников пробуждает поэзию. Стихи нужно подбирать доступные и понятные детям по тематике и содержанию языку. Если тема о природе, детям зачитываются строчки стихотворения иногда под музыкальное сопровождение. Эти темы определяют различные тона и оттенки цвета (листья пожелтели, кисти рябины ярко-красные, золотой одуванчик и т.д.)

Игровой момент.

В искусстве (рисование, аппликация и т.д.) и в детской игре есть общее-это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая реальность, созданная воображением ребенка. Здесь существует действительность и вымысел, условность и безусловность, и волшебство перевоплощения. Но есть еще один  немаловажный  эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и рисование — и то и другое доставляет удовольствие.

Работа с родителями.

Этот вопрос остается открытым многие годы. Родители зачастую уделяют мало времени детям, а дети должны иметь в семье возможность рисовать, лепить, творить с самого раннего возраста, как только ребенок об этом попросит.  Мы должны жить с нашими детьми не только под одной крышей, но и в одном мире наблюдений и переживаний. Рисование – это язык внутреннего  мира человека, особенно маленького ребенка, который ещё не умеет объяснить устно. Нужно чаще  напоминать родителям «нет игрушек – дайте карандаш».

Поощрения.

Чтобы добиться результата, необходимо от педагога чуткое, внимательное отношение, его помощь, совет. Это уже анализ результатов. Ребенок не может осуществить самооценку своей работы, поэтому  деятельность педагога должна отличаться тактичностью. Свой анализ можно проводить в игровой форме. Итоговыми успехами деятельности являются выставки творческих  работ. 

поделиться в: