Изобразительное искусство — это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем.
У изобразительного искусства есть четыре основные функции. Знакомясь с произведениями искусства, дети с помощью воспитателя познают и открывают для себя окружающий мир: быт и труд людей, природу.
При ознакомлении детей с искусством широко используются образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, трудолюбивый, мужественный и т. д.). Наряду с этим используются изобразительные термины — холодный и теплый тон, свет, тeнь, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цвeтoвые пятна, гамма цветов; используются слова, кoтоpыe связаны с композицией картины — план картины, линия, движение.
Все вышеуказанное и есть первая функция искусства — познавательная, которая включает в себя познание окружающего мира посредством изобразительного искусства.
Искусство способствует воспитанию различных чувств, закладывает основу представлений о нравственно – этическом идеале. Дети учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником, переносят взятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Значит, искусство имеет и воспитательную функцию.
Дети учатся видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, красоту окружающей природы. Благодаря занятиям по изобразительному искусству они развивают свой эстетический вкус, начинают понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине; их может взволновать красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине. Всё это является третьей функцией искусства – эстетической.
Коммуникативная функция отражает опосредованный способ общения людей разных народов и времен. Мы можем «читать» и понимать произведения искусства Древнего Египта, Греции, Рима, эпохи Возрождения и т. д. Приобщение к искусству расширяет социокультурный опыт ребенка, eгo взаимодействие с другими людьми, природой и обществом.
Для более успешного ознакомления воспитанников с искусством педагогу необходимы знания о его видах и: жанрах. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство — вот виды искусства, которые возникли в глубокой древности и существовали во все эпохи.
Методические приемы ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства
Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.
Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы — умение делать анализ и выводы на основе умозаключений.
Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине.
Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.
Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).
Прием «вхождения» в картину оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей.
Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом.
Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом.
Этапы ознакомления детей с изобразительным искусством.
На первом этапе работу по ознакомлению дошкольников с различными видами изобразительного искусства начинают с рассказа о художнике и его труде.
На втором этапе воспитанников подводят к пониманию настроения художественного произведения. Используются следующие приёмы
— приём «вхождения» в картину;
— придумывание названия художественного произведения;
— использование художественного слова и музыкального сопровождения.
На третьем этапе детей знакомят со средствами художественной выразительности. В решении этой задачи помогают вопросы и прием сравнения картин.
Четвертый этап — знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства.
Живопись.
Живопись – один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.
На холсте, на бумаге, на стене средствами живописи воссоздается реальный мир с его глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Основными выразительными средствами живописи являются: цвет (колорит) и композиция. С помощью цвета художники передают определенное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т. д.
Композиция — это построение картины, планов (близко, далеко), выбор полотна, замысел художника. Она руководит восприятием изображения, помогает подчеркнуть и выделить главное.
Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловлено интересом художников разных эпох ко всем сторонам жизни.
Натюрморт
Натюрморт — это жанр живописи, посвящённый изображению неодушевленных предметов. Именно с него лучше всего начинать ознакомление детей с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые. «Мертвая натура», «неподвижная натура», «спокойная, тихая жизнь» — так переводится с французского языка слово «натюрморт». Под кистью художника предметы обретают новую жизнь. Они могут рассказать нам о своих хозяевах, а также о самих себе (например, старинные они или современные
Основной объект натюрморта — частная жизнь человека, его потребности, выраженные в еде, домашней утвари, элементах растительного и животного мира (плоды, цветы), инструментах труда, произведениях искусства. Художник изображает внешний образ предметов: форму, цвет и т.д.
Пейзаж.
Прежде чем знакомить детей с пейзажной живописью Белоруссии, следует рассказать о том, что художники всегда стремились отразить на холсте красоту природы как источника прекрасного в жизни человека, ее многообразие, а также свою любовь к ней. Несмотря на то, что манера в изображения у художников разная, в своих полотнах они передают всю многогранность своих чувств, рассказывают о близких нам местах: лесах, реках, полях. В каждой картине художник передает свое отношение к изображенному, свое видение образа.
Пейзаж — это изображение естественной или измененной человеком природы. Пейзажная картина отражает реальную природу, увиденную и прочувствованную художником. Он не случайно выбрал тот или иной уголок природы или города. Выбор художника определятся его настроением, а также состоянием погоды, освещенностью, временем суток.
Виды пейзажа и особенности его композиции
Пейзаж принято подразделять на следующие виды:
— морской (марина): изображение моря;
— космический: изображение космоса;
— сельский: изображение деревни на фоне природы;
— городской (арxитeктурный): изображение городских архитектурных сооружений;
— индустриальный: изображение промышленных объектов на фоне природы;
— выдуманный: изображение сказочных, фантастических образов;
— исторический: изображение мест, связанных с историческими событиями.
На пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина.
Особое место в картинах этого жанра занимает первый план. Он помогает расширить идею произведения и раскрыть замысел художника. При этом гармонию колорита создает соотношение размеров земли и неба. Так, при высоком горизонте на пейзажном полотне создается ощущение простора, а при низком горизонте пейзаж кажется величественным. Кроме этого, на пейзажном полотне все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании света и цвета.
Жанры пейзажа:
— лирический: отражает красоту природы, вызывает определённые переживания(грусть, радость и т.д.)
— драматический: вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства, в нем все изменчиво и напряженно (например, предвещает грозу, бурю).
— романтический: вызывает яркие, сильные чувства, в нём природа ассоциируется с чувствами человека;
На переднем плане художник изображает предметы более детально и выразительно, объемно и многоцветно. Предметы на заднем плане изображаются невыразительно и обобщенно (чем более они удалены от переднего плана, тем более плоские). Кроме того, в цветовом решении они могут быть однотонными, бело-серыми или голубыми.
Портрет.
Портрет — это изображение или описание человека или группы людей, Этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве. Художник раскрывает образ человека, выражает его внутренний мир, высказывает свое личное мнение о нем, мы же самостоятельно пытаемся понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, соглашаемся или не соглашаемся с художником, составляем свое мнение о портрете,
Все художники по-разному изображают человека: в привычной обстановке, которая помогает нам узнать о его профессии и интересах, или на фоне пейзажа (природного или городского), который дополняет представления о чувствах, мыслях, настроениях персонажа. Иногда в портрете нет дополнительных деталей, и внутренний мир человека, нарисованного художником, мы можем понять по изображению его глаз, рук, мимики. Существуют и групповые портреты, в которых художник раскрывает образ через индивидуальность каждого человека.
Знакомство с этим жанром искусства помогает развивать у детей чуткость, чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость к духовному миру человека. Портретная живопись – благоприятный эмоциональный материал, который созвучен детским чувствам и учит понимать духовный мир человека.
Жанровая живопись и её виды.
Бытовой жанр. Самый близкий к опыту ребёнка. На картинах этого жанра изображена жизнь людей, их быт. Это определило его название.
Исторический жанр. К этому жанру относятся картины посвящённые историческим событиям. В них художники отражают жизнь и быт людей, которые жили раньше.
Батальный жанр. Считается разновидностью исторического жанра. Это изображение битв и других эпизодов войны. Он раскрывает патриотический дух участников Гражданской и Великой Отечественной войны.
Характерными для этого жанра являются картины М.Савицкого.
Мифологический жанр. К этому жанру относятся картины, написанные на сюжеты былин, сказок, легенд. В них художник создаёт поэтический и героический образ народа.
Анималистический жанр. К этому жанру относятся картины, на которых художник изображает животный мир. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами.