«Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста»

27.05.2024

Изобразительное искусство — это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем.

У изобразительного искусства есть четыре основные функции. Знакомясь с произведениями искусства, дети с помощью воспитателя познают и открывают для себя окружающий мир: быт и труд людей, природу.

При ознакомлении детей с искусством широко используются образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, трудолюбивый, мужественный и т. д.). Наряду с этим используются изобразительные термины — холодный и теплый тон, свет, тeнь, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цвeтoвые пятна, гамма цветов; используются слова, кoтоpыe связаны с композицией картины — план картины, линия, движение.

Все вышеуказанное и есть первая функция искусства — познавательная, которая включает в себя познание окружающего мира посредством изобразительного искусства.

Искусство способствует воспитанию  различных чувств, закладывает основу представлений о нравственно – этическом идеале. Дети учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником, переносят взятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Значит, искусство имеет и воспитательную функцию.

Дети учатся видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, красоту окружающей природы. Благодаря занятиям по изобразительному искусству они развивают свой эстетический вкус, начинают понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине; их может взволновать красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на картине. Всё это является третьей функцией искусства – эстетической.

Коммуникативная функция отражает опосредованный способ общения людей разных народов и времен. Мы можем «читать» и понимать произведения искусства Древнего Египта, Греции, Рима, эпохи Возрождения и т. д. Приобщение к искусству расширяет социокультурный опыт ребенка, eгo взаимодействие с другими людьми, природой и обществом.

Для более успешного ознакомления воспитанников с искусством педагогу необходимы знания о его видах и: жанрах. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство — вот виды искусства, которые возникли  в глубокой древности и существовали во все эпохи.

Методические приемы ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.

Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы — умение делать анализ и выводы на основе умозаключений.

Прием акцентирования  деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине.

Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.

Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).

Прием «вхождения» в картину оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей.

Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом.

Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом.

Этапы ознакомления детей с изобразительным искусством.

На первом этапе работу по ознакомлению дошкольников с различными видами изобразительного искусства начинают с рассказа о художнике и его труде.

На втором этапе воспитанников подводят к пониманию настроения художественного произведения. Используются следующие приёмы

— приём «вхождения» в картину;

— придумывание названия художественного произведения;

— использование художественного слова и музыкального сопровождения.

На третьем этапе детей знакомят со средствами художественной выразительности. В решении этой задачи помогают вопросы и прием сравнения картин.

Четвертый этап — знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства.

Живопись.

Живопись – один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

На холсте, на бумаге, на стене средствами живописи воссоздается реальный мир с его глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Основными выразительными средствами живописи являются: цвет (колорит) и композиция. С помощью цвета художники передают определенное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т. д.

Композиция — это построение картины, планов (близко, далеко), выбор полотна, замысел художника. Она руководит восприятием изображения, помогает подчеркнуть и выделить главное.

Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловлено интересом художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

Натюрморт

Натюрморт — это жанр живописи, посвящённый изображению неодушевленных предметов. Именно с него лучше всего начинать ознакомление детей с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые. «Мертвая натура», «неподвижная натура», «спокойная, тихая жизнь» — так переводится с французского языка слово «натюрморт». Под кистью художника предметы обретают новую жизнь. Они могут рассказать нам о своих хозяевах, а также о самих себе (например, старинные они или современные

Основной объект натюрморта — частная жизнь человека, его потребности, выраженные в еде,  домашней утвари, элементах растительного и животного мира (плоды, цветы), инструментах труда, произведениях искусства. Художник изображает внешний образ предметов: форму, цвет и т.д.

Пейзаж.

Прежде чем знакомить детей с пейзажной живописью Белоруссии, следует рассказать о том, что художники всегда стремились отразить на холсте красоту природы как источника прекрасного в жизни человека, ее многообразие, а также свою любовь к ней. Несмотря на то, что манера в изображения у художников разная, в своих полотнах они передают всю многогранность своих чувств, рассказывают о близких нам местах: лесах, реках, полях. В каждой картине художник передает свое отношение к изображенному, свое видение образа.

Пейзаж  — это изображение естественной или измененной человеком  природы. Пейзажная картина отражает реальную природу, увиденную и прочувствованную художником. Он не случайно выбрал тот или иной   уголок природы или города. Выбор художника определятся его настроением, а также состоянием погоды, освещенностью, временем суток.

Виды пейзажа и  особенности его композиции

Пейзаж принято подразделять на следующие виды:

— морской (марина): изображение моря;

— космический: изображение космоса;

— сельский: изображение деревни на фоне природы;

— городской (арxитeктурный): изображение городских архитектурных сооружений; 

— индустриальный: изображение промышленных объектов на фоне природы;

— выдуманный: изображение сказочных, фантастических образов;

— исторический: изображение мест, связанных с историческими событиями.

На пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина.

Особое место в картинах этого жанра занимает первый план. Он помогает расширить идею произведения и раскрыть замысел художника. При этом гармонию колорита создает соотношение размеров земли и неба. Так, при высоком горизонте на пейзажном полотне создается ощущение простора, а при низком горизонте пейзаж кажется величественным. Кроме этого, на пейзажном полотне все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании света и цвета.

Жанры пейзажа:

— лирический: отражает красоту природы, вызывает определённые переживания(грусть, радость и т.д.)

— драматический: вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства, в нем все изменчиво и напряженно (например, предвещает грозу, бурю).

— романтический: вызывает яркие, сильные чувства, в нём природа ассоциируется с чувствами человека;

На переднем плане художник изображает предметы более детально и выразительно, объемно и многоцветно. Предметы на заднем плане изображаются невыразительно и обобщенно (чем более они удалены от переднего плана, тем более плоские). Кроме того, в цветовом решении они могут быть однотонными, бело-серыми или голубыми.

Портрет.

Портрет — это изображение или описание человека или группы людей, Этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве. Художник раскрывает образ человека, выражает его внутренний мир, высказывает свое личное мнение о нем, мы же самостоятельно пытаемся понять внутренний мир, мысли и чувства  человека, изображенного на портрете, соглашаемся или не соглашаемся с художником, составляем свое мнение о портрете,

Все художники по-разному изображают человека: в привычной обстановке, которая помогает нам узнать о его профессии и интересах, или на фоне пейзажа (природного или городского), который дополняет представления о чувствах, мыслях, настроениях персонажа. Иногда в портрете нет дополнительных деталей, и внутренний мир человека, нарисованного художником, мы можем понять по изображению его глаз, рук, мимики. Существуют и групповые портреты, в которых художник раскрывает образ через индивидуальность каждого человека.

Знакомство с этим жанром искусства помогает развивать у детей  чуткость, чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость к духовному миру человека. Портретная живопись – благоприятный эмоциональный материал, который созвучен детским чувствам и учит понимать духовный мир человека.

Жанровая живопись и её виды.

Бытовой жанр. Самый близкий к опыту ребёнка. На картинах этого жанра изображена жизнь людей, их быт. Это определило его название.

Исторический жанр. К этому жанру относятся картины посвящённые историческим событиям. В них художники отражают жизнь и быт людей, которые жили раньше.

Батальный жанр. Считается разновидностью исторического жанра. Это изображение битв и других эпизодов войны. Он раскрывает патриотический дух участников Гражданской и Великой Отечественной войны.

Характерными для этого жанра являются картины М.Савицкого.

Мифологический жанр. К этому жанру относятся картины, написанные на сюжеты былин, сказок, легенд. В них художник создаёт поэтический и героический образ народа.

Анималистический жанр. К этому жанру относятся картины, на которых художник изображает животный мир. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами.

поделиться в: