МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

03.06.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2023

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения………………………………………………………3

II. Нормативное правовое обеспечение организации работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении образования……………………………….…3

III. Содержание, формы и методы формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников учреждений дошкольного образования…………………………………………………………………….5

IV. Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников ……..……….8

V. Взаимодействие учреждения дошкольного образования с родителями (законными представителями) воспитанников, направленное на формирование основ гражданско-патриотической культуры …………12

VI. Научно-методическое обеспечение процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников …………….14

VII. Приложения ………………………………………………………18

Приложение 1 Рекомендуемый информационный материал, размещенный на интернет-ресурсах государственных органов (организаций)

Приложение 2 Исследовательские работы детей дошкольного возраста, представленные на республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в номинации «Мая Радзіма Беларусь» (2022)

Приложение 3 Социально-педагогический проект «Веселая прогулка ВМЕСТЕ» Минской области. Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей (патриотическое содержание)

Приложение 4 Рекомендации по использованию в образовательном процессе научно-популярных изданий серии «Я горжусь! / Я ганаруся!»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________А. В. Кадлубай

Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры

I. Общие положения

Целью данных Методических рекомендаций по организации работы с воспитанниками учреждений образования, иных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), родителями (законными представителями) воспитанников по формированию основ гражданско-патриотической культуры (далее – Методические рекомендации) является оказание содействия в формировании гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии у участников образовательного процесса учреждений дошкольного образования.

Методические рекомендации направлены на согласованную деятельность педагогических работников по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников учреждений дошкольного образования, вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс.

Методические рекомендации определяют содержание, формы и методы, нормативное правовое и научно-методическое обеспечение формирования основ гражданско-патриотической культуры.

В Методических рекомендациях используются термины и их определения, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами в сфере образования.

Методические рекомендации адресуются педагогическим работникам учреждений дошкольного образования.

II. Нормативное правовое обеспечение организации работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении образования

Организация работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении образования должна осуществляться в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования:

Кодекса Республики Беларусь об образовании;

Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230;

образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228;

учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229 (далее – учебная программа);

типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 139 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г. № 152) (далее – типовой учебный план);

Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773;

Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312, «Методические рекомендации по реализации программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы;

Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82.

Перечисленные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса, размещены:

на Интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie/);

Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (https://pravo.by/natsionalnyy-reestr/natsionalnyy-reestr-pravovykh-aktov-respubliki-belarus/);

в информационно-поисковой системе «Эталон» и «ЭТАЛОН-ONLINE» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование») (www.etalonline.by).

III. Содержание, формы и методы формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников учреждений дошкольного образования

Содержание процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников представлено в учебной программе и направлено:

на приобретение воспитанниками первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях; воспитание уважительного отношения к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны;

формирование у воспитанников первичных представлений об основах государственной идеологии; привитие им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения, обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм, приобщение к общечеловеческим и гуманистическим ценностям.

Процесс формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников наиболее эффективен при интеграции содержания образовательных областей учебной программы «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» во всех возрастных группах.

Формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении дошкольного образования осуществляется как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников (игровой, познавательной, художественной, общении и др.), во время проведения режимных моментов (утренней зарядки, прогулки и др.).

Формами организации образовательного процесса с воспитанниками могут быть: занятия, игры, тематические экскурсии (в том числе виртуальные), целевые прогулки, праздники, развлечения, образовательные проекты и др.

В качестве методов и приемов формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников могут выступать: наблюдения; беседы; чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора; слушание музыкальных произведений; исполнение белорусских народных песен, танцев; рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства; выполнение коллективных творческих работ; путешествия по карте и др.

С целью развития познавательного интереса воспитанников, формирования, расширения и уточнения их представлений о народной культуре и традициях рекомендуется использовать разные виды игр:

обрядовые, основанные на традициях проведения праздников и обрядов («Гуканне вясны», «Каляды», «Дажынкі» и др.);

подвижные, игры-хороводы, связанные с трудом, бытом, верованиями и обычаями («Грушка», «Што робіш?», «Вузельчык», «Мак»; «Жмуркі», «Пляцень», «Лянок» и др.);

игры-драматизации по мотивам белорусских сказок (песен, потешек);

игры-путешествия («Вандроўка па замках Беларусі», «Горад майстроў», «Нашы святы», «У госці да зубра» и др.);

дидактические игры («Природные символы Беларуси», «Беларускія народныя музычныя інструменты», «Смачна есці!», «З якой казкі герой?», «Белорусская национальная кухня» и др.) и т. п.

Развитию социальной активности в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми будет способствовать привлечение воспитанников к посильному общественно полезному труду в ближайшем окружении.

Формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь, понимание их роли и значения является одним из направлений формирования основ гражданско-патриотической культуры.

Изучение государственных символов Республики Беларусь в учреждении дошкольного образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей воспитанников.

Содержание учебной программы предусматривает в средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование представлений о государственных символах Республики Беларусь, государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь и др.; в старших группах воспитанников (от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет) – о Государственном флаге Республики Беларусь как об одном из национальных символов, элементах Государственного герба Республики Беларусь, Государственном гимне Республики Беларусь; формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, осознания себя гражданином Республики Беларусь, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь и др.

Для ознакомления воспитанников с государственными символами целесообразно использовать следующие методы и приемы:

рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;

рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));

привлечение внимания воспитанников к изображениям символов нашего государства, встречающимся в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;

объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнения) гимна;

беседы с воспитанниками о том, где и когда используются государственные символы (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);

наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников и др.

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2022 № 368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)). В случае если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня.

Руководители учреждений образования должны обеспечить:

необходимое уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь при организации торжественных мероприятий;

размещение на официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах учреждений образования информации о вышеназванных торжественных мероприятиях.

IV. Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанниковтребует организации особых условий, создания развивающей предметно­пространственной среды, обеспечивающей яркую образность, наглядность, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников.

Рекомендуется создание центров по формированию основ гражданско-патриотической культуры во всех возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Центр по формированию основ гражданско-патриотической культуры должен отвечать следующим требованиям:

информативность (наличие и многообразие дидактического и информационного материала должно быть методически целесообразным);

стабильность и динамичность (создается на длительный срок, но с регулярно вносимыми изменениями в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов, периода обучения, текущей тематики);

вариативность (предложенный дидактический материал является разнообразным как по содержанию, так и по способу его представления);

интегративность (представленный материал может использоваться в образовательном процессе при решении задач различных областей учебной программы).

Наполнение центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников, согласно содержанию учебной программы для реализации соответствующих задач.

В первой и второй младших группах в соответствии с основной целью патриотического воспитания – знакомство с ближайшим окружением, формирование элементарных представлений о родном крае – центр патриотического воспитания должен содержать материал по социально-нравственному воспитанию и формированию основ гражданско-патриотической культуры следующей тематики:

«Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид) – иллюстрации, дидактические игры;

«Семья» – иллюстрации, изображающие семью, членов семьи в отдельности; показывающие заботливые взаимоотношения членов семьи, совместные действия; фотоальбом «Моя семья»;

«Дом, в котором ты живешь» – фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

«Ребенок и сверстники» – иллюстрации, изображающие мальчиков и девочек в разных ситуациях: дети трудятся, помогают друг другу (взрослым), занимаются, играют и т. д.;

«Эмоциональные состояния» – иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

«Поведение детей» – иллюстрации, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, этикете;

материал для знакомства детей с малой родиной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом (деревней)) – фотоматериалы, иллюстрации, открытки, альбомы;

материал по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах;

иллюстрации с животными белорусских лесов с характерными признаками времен года;

фольклорные произведения (песни, потешки, сказки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В средней группе осуществляется работа по формированию и расширению представлений о семье, детском саде, населенном пункте,
в котором проживает воспитанник, и его достопримечательностях, о знаменитых земляках; по приобщению к истокам белорусской культуры. Следовательно, содержание центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно быть расширено материалами:

по социально-нравственному воспитанию (семейные праздники и традиции) – фотоматериалы, альбомы и др.;

знакомству детей с малой родиной: детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения, отражающими историю возникновения населенного пункта, его названия, животный и растительный мир и др., – фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки;

приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

знакомству с государственными символами (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь) – книги, иллюстрации, аудиозаписи;

формированию представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики); воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов – фотоматериалы, иллюстрации и др.;

художественной литературой нравственной тематики, фольклорными произведениями в соответствии с возрастом воспитанников (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В старшей группе в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно представить материалы в соответствии с такими направлениями работы по патриотическому воспитанию, как краеведение; развитие представлений о родной стране, государственных символах, историческом прошлом Беларуси:

«Моя семья» – семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем» и др.;

«Родной город (деревня)» – иллюстрации, фотоматериалы на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города»; карта города; символы города (герб);

«Мой край» – материалы, знакомящие детей со славой и достижениями области (города́ области, чем они знамениты, промышленность и сельское хозяйство области); карта Беларуси;

«Защитники Отечества» – иллюстрации «Великая Отечественная война», «Белорусская армия»; фотоматериал «Памятники воинской славы»; художественная литература и дидактические игры по теме; макеты (военная техника и т. п.);

«Люди, прославившие Беларусь» – портреты; произведения художественной литературы, рассказывающие о великих соотечественниках;

«Приобщение к истокам белорусской народной культуры» – иллюстрации по темам: «Как жили люди в Беларуси», «Предметы старины», «Из истории белорусского народного костюма», «Народные праздники и обряды», «Народный календарь»; предметы старины; белорусские игрушки; предметы народного декоративно-прикладного искусства; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме;

«Наша планета Земля» – глобус; детская карта мира; иллюстрации; произведения художественной литературы, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны;

фольклорные произведения (сказки, былины, предания) – книги, аудиозаписи.

Во всех возрастных группах в центрах по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно на постоянной основе представлять результаты творческой работы воспитанников, такие как рисунки, поделки и др. (индивидуальные и коллективные), в соответствии с текущим тематическим планированием по данному направлению (например, открытки ко Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, коллективный коллаж «Памятные места Беларуси» и т. д.).

Развивающая предметно-пространственная среда иных помещений учреждения дошкольного образования также должна быть направлена на формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников: в физкультурном зале целесообразно представить атрибуты к белорусским народным подвижным играм, в музыкальном зале – белорусские народные музыкальные инструменты, аудиозаписи белорусских народных песен, элементы народных костюмов, декорации и др.

В оформлении помещений учреждения дошкольного образования рекомендуется использование предметов белорусского народного декоративно-прикладного искусства, которые при этом должны быть эстетически, функционально и методически оправданны.

V. Взаимодействие учреждения дошкольного образования с родителями (законными представителями) воспитанников, направленное на формирование основ гражданско-патриотической культуры

Формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников должно осуществляться в тесном сотрудничестве и взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи посредством включения родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс.

Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи должно быть направлено на реализацию ряда задач:

объединение усилий педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;

приобщение детей к традиционным для Беларуси духовно-нравственным и культурным ценностям;

формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, гражданского самосознания воспитанников;

воспитание у детей патриотических чувств, связывающих разные поколения;

накопление воспитанниками положительного эмоционального опыта, развитие их познавательной мотивации;

расширение представлений и обогащение знаний родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам формирования основ гражданско-патриотической культуры детей.

Формами взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи могут быть:

консультации для родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам патриотического воспитания детей в семье: «Знакомим детей с малой родиной», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и др.;

практикумы-семинары для родителей (законных представителей) воспитанников, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов;

совместные праздники, развлечения, физкультурные праздники и досуги: «День Победы», «День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь», «День труда» и др.;

экскурсии (в том числе виртуальные):«Наша столица», «По историческим местам Беларуси», «Край блакітных азёр» и др.;

маршруты выходного дня (в том числе виртуальные) – посещение театров, музеев, выставок соответствующей тематики, достопримечательностей населенного пункта, в котором проживают воспитанники;

участие в праздничных городских мероприятиях: «День города», «День Победы» и др.;

совместные образовательные проекты: «Моя родословная», «Наши семейные традиции», «Народный театр батлейка», «Никто не забыт, ничто не забыто» и др.;

совместные творческие тематические выставки, фотовыставки: «Поколения», «Профессии наших родителей», «Традыцыйныя рамёствы Беларусі», «Дзень роднай мовы», «Семейные реликвии военных лет» и др.;

изготовление книг, фотоальбомов: «Я и вся моя семья», «Древо моей семьи», «Я помню, я горжусь» и др.;

совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов, кукол для спектаклей, участие в постановках.

По-прежнему актуальным является подготовка и размещение информационных материалов соответствующей тематики на стендах
в помещениях учреждения дошкольного образования, на официальном сайте, страничке в социальных сетях, в мессенджерах, родительских чатах («Интересные факты из истории нашего города», «Приглашаем принять участие», «Прочитайте вместе с ребенком», «Ко Дню Победы: какие мероприятия можно посетить с ребенком», «Путешествуем по улицам и улочкам родного города: фотоотчет» и др.).

Целесообразно привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к наполнению развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования объектами, направленными на формирование основ гражданско-патриотической культуры воспитанников.

Рекомендуется создание библиотеки для родителей (законных представителей) воспитанников, в которой были бы представлены учебные издания, дидактические игры, научно-методические журналы, художественная литература соответствующей тематики.

Акцент во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников ставится на проведении досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками образовательного процесса.

При планировании деятельности учреждения дошкольного образования в структурный компонент плана «Взаимодействие с семьями воспитанников» в рамках форм работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников и включению их в образовательный процесс рекомендуется включить работу по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников.

Рекомендуется включать в содержательный аспект заседаний методических объединений, педагогических советов вопросы патриотического воспитания участников образовательного процесса, также организовывать методические мероприятия по обмену опытом педагогических работников.

VI. Научно-методическое обеспечение процесса формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Формирование у воспитанников гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной культуры осуществляется в различных видах детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников.

С этой целью разработаны и применяются в образовательном процессе учреждений дошкольного образования учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Горелова, Л. А. Твоя столица : стадионы и спортплощадки Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : стадыёны і спортпляцоўкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў) :учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Л. А. Горелова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 22 с. рус. + 22 с. бел. : 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Гракова, К. Г. Твоя столица : заводы и фабрики Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : заводы і фабрыкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў):учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / К. Г. Гракова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Давидович, А. Л. Мир, в котором я живу :учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А. Л. Давидович, Е. И. Смолер. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 208 с. – (УМК «Мои первые уроки»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву :вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А. Л. Давідовіч, А. І. Смолер. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 208 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву / Мир, в котором я живу : вучэбны наглядны дапаможнікдля ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А. Л. Давідовіч, А. І. Смолер. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 88 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Давідовіч, А. Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь : вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А. Л. Давідовіч, А. І. Смолер. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с. : іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Давидович, Е. Б. Твоя столица : архитектура Минска (от 5 до 7 лет) Твая сталіца : архітэктура Мінска (ад 5 да 7 гадоў) :учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения /
Е. Б. Давидович. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 29 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова :вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 128 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Рабочы сшытак :вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам :вучэбна-метадычны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 136 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 арк. іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак :вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д. М. Дубініна, Н. С. Старжынская. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020–2022. – 80 с. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).

Дубініна, Д. М. Мая родная старонка: краязнаўства і этнаграфія Беларусі для дзяцей ад 5 да 7 гадоў : дапаможнік для педагагічных работнікаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д. М. Дубініна. – Мінск : Народная асвета, 2022. – 134 с.

Дубініна, Д. М. Мая родная старонка: краязнаўства і этнаграфія Беларусі для дзяцей ад 5 да 7 гадоў : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д. М. Дубініна. – Мінск : Народная асвета, 2022. – 23 с. + 40 арк. іл.

Дубініна, Д. М. У свеце казак (ад 3 да 5 гадоў) :вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Д. М. Дубініна. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2021. – 24 с. : 40 арк. іл.– (Серыя «Свет дзяцінства»).

Евдокимова, Н. Н. Твоя столица : театры Минска : (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : тэатры Мінска (ад 5 да 7 гадоў) :учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Н. Н. Евдокимова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 28 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Калошкина, Е. Е. Детское ручное ткачество (с электронным приложением) :пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е. Е. Калошкина. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – 160 с. : ил.

Калошкіна, А. Я. Дзіцячае ручное ткацтва (з электронным дадаткам) :дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А. Я. Калошкіна. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. – 160 с. : іл.

Косенюк, Р. Р. Социальное и речевое развитие детей от 2 до 3 лет :учебно-методическое пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – 168 с. – («Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Развитие речи детей от 2 до 3 лет : учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – («Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Ознакомление с социальным миром (от 2 до 3 лет) : учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2022. – 40 л. ил. – («Тропинки познания»).

Косенюк, Р. Р. Я открываю мир : от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром) : учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Р. Р. Косенюк. – Минск : Национальный институт образования, 2017. – 80 с. : 40 л. ил.

Касянюк Р. Р. Я адкрываю свет : ад 2 да 3 гадоў (азнаямленне з сацыяльным светам) : вучэбны наглядны дапаможнік для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / Р. Р. Касянюк. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017. – 76 с. : 40 арк. іл.

Петрикевич, А. А. Твоя столица : парки и скверы Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца : паркі і скверы Мінска (ад 5 да 7 гадоў) : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения /
А. А. Петрикевич. – Минск : Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел. : 27 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).

Явор, Л. Н. Декоративно-прикладное искусство : для воспитанников 45 лет : пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования : с электронным приложением / Л. Н. Явор. – Минск : Экоперспектива, 2022. – 80 с.

VIIПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Рекомендуемый информационный материал, размещенный на интернет-ресурсах государственных органов (организаций)

Приложение 2 Исследовательские работы детей дошкольного возраста, представленные на республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в номинации «Мая Радзіма – Беларусь» (2022)

Приложение 3 Социально-педагогический проект «Веселая прогулка ВМЕСТЕ» Минской области. Маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей (патриотическое содержание)

Приложение 4 Рекомендации по использованию в образовательном процессе научно-популярных изданий серии «Я горжусь! / Я ганаруся!»

Приложение 1

Рекомендуемый информационный материал, размещенный на интернет-ресурсах государственных органов (организаций):

1. Информационно-аналитические материалы, издания о геноциде белорусского народа размещены на интернет-портале https://prokuratura.gov.by/ Рекомендации по использованию материалов в образовательном процессе размещены на национальном образовательном портале https://adu.by/

2. Поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» http://gosspisok.gov.by/, созданный Министерством культуры Республики Беларусь, является современным государственным информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения

3. Виртуальный альбом «Беларусь помнит. Родные лица Победы» https://online-albom.by/ (общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»)

4. Спецпроект Издательского дома «‎Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси интернет-портал «Партизаны Беларуси» https://partizany.by/

5. Музыкальный репертуар для использования при проведении общественно значимых акций, культурных мероприятий, мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и памятным датам, в целях гражданско-патриотического воспитания населения Республики Беларусь (Министерство культуры Республики Беларусь) https://files.fm/f/9w8rqcrdw/

6. Материалы, размещенные на страницах научно-методического журнала «Пралеска» (рубрики «Грамадзянска-патрыятычнае выхаванне», «Год гістарычнай памяці») https://praleska-red.by/

Приложение 2

Исследовательские работы детей дошкольного возраста, представленные на республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» в номинации «Мая Радзіма – Беларусь» (2022)

1. Исследовательская работа «Почему аист – символ Беларуси?» https://drive.google.com/drive/folders/1PV2kUvyq_29B91-Yll5PeFmlidmYdX76?usp=sharing

2. Исследовательская работа «Чаму Нёман называюць бацькам?» https://cloud.mail.ru/public/ybFQ/PBn9hu2Jt
https://disk.yandex.by/d/nasCMlC-CSagZg

3. Исследовательская работа «Почему клюкву называют “красным золотом” Беларуси?»

https://disk.yandex.by/d/VXSs025yphrOTQ?w=1

4. Исследовательская работа «Почему наша речка называется Солянка?» https://disk.yandex.by/d/tKNtKUWQpza1hQ

5. Исследовательская работа «Чаму зубр – прыродны сімвал Беларусі?»

https://docs.google.com/document/d/1JT-jyWGynCxfU3wVJCy4bBx43ZjsXIgy/edit?usp=sharing&ouid=100545198171837156058&rtpof=true&sd=true

6. Исследовательская работа «Почему город Молодечно носит такое название?»

https://cloud.mail.ru/public/3gm3/2ctqMEB2v

7. Исследовательская работа «Почему Беловежская пуща называется Беловежской?»

https://yadi.sk/d/mcOehT7P_ArEHA

8. Исследовательская работа «Почему белорусов называют “бульбашами”?»

https://yadi.sk/d/mmQsa_yMeJBcuA

Приложение 4

Рекомендации по использованию в образовательном процессе научно-популярных изданий серии «Я горжусь! / Я ганаруся!»

Серия научно-популярных изданий гражданско-патриотической тематики «Я горжусь! / Я ганаруся!» подготовлена издательством «Адукацыя i выхаванне» по заказу Министерства образования Республики Беларусь и приурочена к Году исторической памяти.

Серия предназначена для детей младшего школьного возраста. Она включает 14 книг на белорусском и русском языках:

«Страна, в которой я живу / Краiна, у якой я жыву».

«Герб. Флаг. Гимн. Государственные символы Республики Беларусь / Герб. Сцяг. Гiмн. Дзяржаўныя сiмвалы Рэспублiкi Беларусь».

«Вечная память героям. Мемориалы Беларуси / Вечная памяць героям. Мемарыялы Беларусi».

«Белорусские школьники – герои Великой Отечественной войны / Беларускiя школьнiкi – героi Вялiкай Айчыннай вайны».

«Безмолвные свидетели истории / Маўклiвыя сведкi гiсторыi».

«Достижения белорусского спорта / Дасягненні беларускага спорту».

«Национальные парки и заповедники Беларуси / Нацыянальныя паркi i запаведнiкi Беларусi».

Текстовый и иллюстративный материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся I ступени общего среднего образования. Во всех книгах размещены QR-коды с выходом на аудиоверсии текстов, благодаря чему можно одновременно слушать текст и следить глазами за строками книги.

Содержание книг направлено на формирование исторической памяти, уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, национальным традициям и обычаям.

Книги серии «Я горжусь! / Я ганаруся!» рекомендуется использовать:

на учебных занятиях по учебным предметам в 1–4-х классах;

во внеучебной деятельности (на классных и информационных часах);

на занятиях по интересам в группах продленного дня;

при проведении единых уроков, посвященных памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам в истории Республики Беларусь и пр.

поделиться в: