Первоначальная ориентировка воспитанников в художественном произведении решается с помощью таких методов, как: вводная беседа, создание игровых ситуаций, наблюдение за предметами и явлениями действительности, использование наглядности, аудиовизуальных видов искусства.
Подготовка педагога к чтению художественного произведения:
–рабочая разбивка текста, определение интонационной четкости;
–продумывание элементов артистичности – мимика, жесты;
–определение мест текста, которые необходимо будет скандировать и даже спеть.
Ориентировка детей в художественном содержании произведений обеспечивается четким прочтением или повествованием педагогом.
В ходе работы с детьми особое внимание следует обратить на задачи формирования:
–способности сопереживать при восприятии литературного произведения;
–личностного отношения к литературному произведению.
Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем.
Прежде чем знакомить детей с произведением, педагог анализирует его. Условно можно выделить три аспекта анализа.
Содержательно-методический аспект анализа. Педагог определяет, что ребенок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
Языковой аспект анализа. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка. Для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать), венки…(плести), песни… (петь), хороводы…(водить). Только одной Снегурочке…(по-прежнему не весело )»
Исполнительский аспект анализа. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.
В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К.Д.Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями».
Читать или рассказывать литературное произведение нужно медленно, не торопясь. При этом у детей дошкольного возраста формируется умение элементарного эмоционально-образного анализа произведения (выражают свое эстетическое отношение к нему, определяют главных героев, характеризуют литературного героя и мотивируют к нему свое отношение, замечают образные средства языка). Способность детей к образному анализу художественного текста сама собой не формируется.
Активному восприятию детьми художественного произведения способствуют такие методы, как беседа после чтения, повторное чтение, моделирование.
Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо провести с детьми беседу после чтения.
Вместе с тем, по окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е.А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!».
В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей (недостаток).
Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям.
Характерны такие недостатки, как:
–случайный характер вопросов;
–стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста;
–отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков;
–анализ содержания в отрыве от формы;
–недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку.
Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.
Лучшему усвоению содержания способствуют приемы:
–вопросы воспитателя;
–рассматривание иллюстраций к произведению (сравнение изображений различных иллюстраторов к одному произведению);
–демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.
Прием словесной игры помогает воспитанникам войти в образ, в те обстоятельства, где происходят события. С его помощью дети выражают свои представления о том, что они увидели, почувствовали, пережили (в большей степени этот прием используется при пересказе).
Детям старшего дошкольного возраста доступен и такой прием, как психологический анализ особенностей характера литературного героя (далее подробно в документе).
Прием, мнимый диалог детей с литературным героем.
С целью активизации детей в процессе художественно-речевой деятельности используются приемы, которые органично объединяются с беседой. Ряд таких приемов разработан Л.А. Талер. Среди них выделяется так называемый мнимый диалог детей с литературным героем. Детям предлагают обратиться к герою с вопросами, при этом желательно, чтобы ребенок сам сформулировал вопросы и дал ответ на них от имени героя.
Прием повторное чтение используется во всех группах. Следует помнить, что «восприятие литературных произведений в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. При осмыслении текста дети 3-4 лет исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта. Поэтому не нужно стремиться проводить основательные беседы по прочитанному, а вот уточнить, как называется сказка (рассказ), необходимо. Нормой для этого возраста являются такие ответы: «Эта сказка про кота, лисичку. Кот лису победил» («Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской), «Про медведя, пирожки и Машеньку» («Маша и медведь», обр. М. Булатова) и т. п. Педагог должен одобрить ответ и произнести полное название произведения, а затем выяснить, кто понравился детям и почему, сказать, кто симпатичен (несимпатичен) ему самому, и объяснить почему. При этом важно повторное чтение, следуетзачитать соответствующие отрывки из произведения, ибо на слуху у детей должен оставаться сам текст, а не размышления по его поводу».
Для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, «для освоения этического и эстетического содержания литературного произведения воспитатель предлагает детям повторное чтение. При этом необходимо помнить, что большие по размеру художественные произведения лучше воссоздавать не полностью, а останавливаясь только на основных эпизодах».
Большие произведения требуют времени для осмысления. После первичного чтения возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели).
Прием выбор отрывка для повторного чтения.
Рекомендуется привлекать воспитанников с4-5 лет к выбору отрывка для повторного чтения.
Прием драматизации.
Элементы драматизации применяются во всех возрастных группах в сочетании с беседой после прочтения произведения.
Использование наглядного материала.
Методические приемы: сочетание рассказа с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании педагог либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).
Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения.
Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также помогает ребенку вспомнить текст произведения при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Это не означает, что вовсе исключается рассказывание произведения без показа.)
Использование наглядности при повторном чтении (2 часть занятия).
Повторное чтение можно организовать по-разному:
–использовать те же приемы и наглядный материал, что и при первом чтении;
–читать произведение, не прибегая к наглядности;
–использовать дополнительный наглядный материал.
Восприятию детьми художественного произведения способствуют иллюстрации. Во всех возрастных группах необходимо осуществлять работу по формированию интереса к книге. Детям среднего и старшего дошкольного возраста необходимо «предлагать иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации.
В систему занятий (с детьми 2-3 лет) входит повествование без наглядного сопровождения, занимающее особое место в обучении детей. Впервые детям предлагаются тексты, которые им предстоит воспринять на слух. Педагог предлагает детям авторский литературный рассказ, он читает его три раза без изменений. Если педагог выбирает небольшой дидактический рассказ, он сначала излагает его кратко, при повторении дополняет, а в третий раз читает детям подробную увлекательную историю про персонажа, уже ставшего «хорошим знакомым».
Структура занятия
по восприятию литературных произведений
1.Вступительная часть занятия
Традиционные занятия начинаются со вступительной части, цель которой – подготовить детей к восприятию произведения.
Для этого используются:
–показ обложки, картинки; напоминание аналогичного сюжета;
–краткая вступительная беседа;
–использование малых жанров фольклора;
–припоминание знакомых произведений конкретного автора подобного жанра;
–показ предметной наглядности;
–элементы инсценирования, создания игровой ситуации;
–постановка проблемного вопроса; объяснение непонятных слов и др.
Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»
2.Основная часть занятия.
В основную часть занятия включается:
–само чтение художественного произведения;
–беседа с детьми по содержанию литературного произведения;
–рассматривание иллюстраций;
–упражнения в образной речи.
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.
3.Заключительная часть занятия
Основной целью заключительной части занятий является возвращение читателя непосредственно к тексту. Поэтому заканчивать занятие желательно:
–повторным чтением всего произведения (если оно небольшого объема);
–наиболее понравившихся детям эпизодов.
Чтение отрывков из текста по просьбе детей, для того что бы:
–рассказать о самом смешном;
–рассказать об одном из эпизодов;
–драматизировать отрывки.
Дифференцированные задания для воспитанников предусматривают творческие задания, связанные с поиском персонажей (из ряда знакомых), составление модели повествования на основе карточек с изображением событий (реализация модели повествования осуществляется при пересказе других на занятиях). Воспитанникам можно предложить дидактические задания «Что лишнее?», «Узнай детали».
При подведении итогов занятия педагог может задать повторно вопросы о названии литературного произведения, авторе, провести рефлексию.