Развитию навыков ориентации дошкольников в эмоциональном построении произведения, понимания его содержания и запоминания последовательности эпизодов, а также определения основных средств эмоциональной выразительности способствуют такие методы, как пересказ, имитация, драматизация.
Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Это средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.
Художественная литература активно включается в ведущий вид деятельности детей — игру, в данном случае – игру-драматизацию.
Драматизация – это разыгрывание в ролях художественного литературного произведения, передача характерных черт его героев.
Игра-драматизация является завершением процесса восприятия литературного произведения.
В первой младшей группе после чтения произведения воспитатель может предложить «игру с фигурками настольного театра, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценирования».
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.
Во второй младшей группе дети участвуют в драматизациях:
– близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки (с подсказками педагога);
–драматизация-импровизация (дети воспроизводят текст, как могут).
В средней группе на занятиях и вне их проводятся игры-драматизации, игры-импровизации, чтение стихотворений по ролям. Дети 4-5 лет могут с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки. У воспитанников 4-5 лет развитие творческих способностей происходит на занятиях.
В старшей группе, для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.
В старшем дошкольном возрасте игры-драматизации проводятся во время самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, обычно во второй половине дня. Дети старшей группы могут драматизировать произведения, как для себя, так и для маленьких зрителей, для своих родителей. У воспитанников формируется умение соотносить свои личные речевые и изобразительные действия с действиями всего коллектива.
Глубокое осмысление воспитанниками содержания произведений словесного искусства – одно из условий их успешной драматизации.
Дети дошкольного возраста точно и полно понимают содержание художественного произведения, определяют план своих достижений по выполнению роли, однако, у них отсутствуют умения и навыки творческой реализации этой роли в процессе игры.
С целью развития творческих способностей воспитанников рекомендуется формировать специальные художественные умения и навыки, среди которых значительное место занимают навыки выразительности и образности речи.
Для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей можно предложить им следующие задания:
–выполнить с разной интонацией небольшую фразу или художественный текст (грустно, радостно, удивленно);
–сказать небольшую фразу с разной силой голоса;
–прочитать стихотворные строки определенным тоном и заданной тембровой окраской и др.
После чтения или повествования художественного содержания педагогом, дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить сюжет.
Все усилия педагога направлены на развитие у детей самостоятельного творчества при выполнении ролей и осмыслении содержания художественного произведения.
В ходе специальной беседы педагог выясняет, как ребенок понимает свою роль, его герой по внешнему виду и характеру, нравится ли он ребенку; предлагает показать, как движется персонаж и др.
В играх-драматизациях, которые проводятся на занятиях, принимают участие все дети. Одни выполняют главные роли, другие — второстепенные. Игру-драматизацию можно проводить два-три раза, каждый раз с новым составом участников
В младших группах педагог сам распределяет роли между детьми. Педагог руководит игрой, напоминает и уточняет содержание художественного произведения, следит за точностью образов. Он может взять какую-нибудь роль и себе.
Распределение ролей в старших группах проходит коллективно.
Инсценирование художественных произведений, представляет собой четкое и последовательное отражение литературного текста.
В отличие от игры-драматизации инсценирование требует специального заучивания текста. Его проводят только с детьми старшей группы, обычно во время проведения литературных утренников, концертов, праздников. При инсценировании литературных произведений необходимо обязательно использовать декорации, атрибуты, костюмы.
В инсценировании, как правило, есть ведущий, который произносит слова от автора. Инсценировать можно и стихотворные произведения, некоторые стихотворные жанры устного народного творчества.
С инсценированием художественных произведений дети могут познакомиться во время слушания художественного произведения по радио, на пластинке в исполнении настоящих мастеров художественного слова.