Отдел образования, спорта и туризма
администрации Ленинского района г.Гродно
Государственное учреждение образования
«Специальный ясли-сад № 81 г.Гродно
для детей с нарушениями зрения»
Образовательный проект
«Сенсорный сад»
г.Гродно
Разработчики:
Романова Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности;
Участники: учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Рецензент:
Хаткевич Снежанна Викторовна, заместитель директора по основной деятельности, государственного учреждения образования «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Аннотация образовательного проекта.
Предлагаемые материалы содержат описание системы работы по формированию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слабовидящими и функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)) посредством создания ландшафтной среды «Сенсорный сад» на игровой площадке специального дошкольного учреждения. Использование данной системы поможет организовать работу с детьми с нарушениями зрения по изучению цвета, формы, свойств материалов, пространственных отношений, числовых отношений, изучить растения.
Проект адресован педагогическим работникам системы дошкольного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Обоснование целесообразности осуществления образовательного проекта. |
3 |
2. |
Цели и задачи образовательного проекта. |
4 |
3. |
План реализации образовательного проекта. |
5 |
4.
|
Основное содержание образовательного проекта. |
6 |
5.
|
Ресурсное обеспечение образовательного проекта. |
7 |
6.
|
Ожидаемые результаты от образовательного проекта. |
7 |
7.
|
Перспективы дальнейшего развития образовательного проекта. |
7 |
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
В настоящее время меняются представления о процессе формирования человека, его жизненных установок и ценностей. К системе образования в целом предъявляются качественно новые требования. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. Одно из центральных мест в коррекционно-образовательном процессе специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения занимает сенсорное развитие и связанная с ним проблема развития практических умений и навыков. Сенсорное развитие служит основой успешного осуществления различных направлений воспитания и обучения: умственного, эстетического, физического, нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры. Сенсорная культура ребенка-результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель.
Практика обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слабовидящими и функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)) показывает, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционно-образовательного процесса, учитывающей общую структуру нарушения, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом. При формировании сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения осуществляется постепенный переход от простейших к более сложным опознавательным операциям, которыми овладевают дети старшего дошкольного возраста.
Наметившаяся в сфере специального образования тенденция к использованию и применению на практике новых инновационных подходов в обучении детей с проблемами в развитии приводит к появлению многочисленных исследований, направленных на поиск новых эффективных средств, что свидетельствует об актуальности данной проблемы.
Анализ современных тенденций в системе специального образования выявил противоречия между большим количеством научных разработок и недостаточным методическим обеспечением практической деятельности по данному направлению. С целью разрешения выше обозначенного противоречия нами разработан проект.
Специально организованная игровая площадка (особый вид ландшафта) – хорошее дополнение в коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения. Играя на площадке, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Цель: развитие сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слабовидящими и функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)) посредством создания ландшафтной среды «Сенсорный сад» на территории специального дошкольного учреждения.
Задачи:
- изучить научно-методические основы развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слабовидящими и функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием));
- разработать модель игровой площадки «Сенсорный сад»;
- осуществить анализ эффективности функционирования игровой площадки.
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Качество выполнения работы в проекте обеспечивается продуманностью и согласованностью этапов между собой.
На подготовительном этапе проведен педагогический совет, на котором был определен состав специалистов для работы в данном направлении. В рамках работы попечительского совета составлен план взаимодействия педагогических работников с законными представителями по реализации данного проекта. Посредством изучения Интернет-ресурсов, консультаций и семинаров дистанционного обучения в ГУО «Гродненский областной институт развития образования» был изучен эффективный педагогический опыт развитие сенсорной культуры воспитанников с нарушениями зрения. Творческой группой специального дошкольного учреждения разработаны макеты игровых площадок, схемы расположения объектов на игровой площадке. Для оптимизации образовательного процесса разработаны схемы наблюдения за детьми, которые позволили оценить сформированность сенсорной культуры у воспитанников.
Приобретено необходимое оборудование и материалы.
На организационном этапе проводился семейный субботник (расчистка внутри дворовой территории, высадка зеленых насаждений, постройка малых архитектурных форм). Родительским активом совместно с педагогическими работниками было организованно изготовление и установка надворного оборудования (музыкальный инструмент «АРТ-ОРКЕСТР», сенсорная дорожка, вымощенная естественными материалами (речным песком, галькой, гравием), дорожки равновесия для координации движения, «Копилка запахов»).
Педагогическими работниками и законными представителями осуществлен отбор дидактических материалов природного характера для изготовления «сенсорного оборудования». На протяжении реализации данного этапа администрацией учреждения осуществлялось организационно-методическое сопровождение процесса создания игровой площадки «Сенсорный сад».
На реализационном этапе проводились игры-занятия по образовательным областям: «Искусство» (конструирование), «Элементарные математические представления», «Человек и природа»; коррекционные занятия в условиях игровой площадки «Сенсорный сад», которые способствовали развитию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, повышению интереса детей к проводимым занятиям и формированию эмоционального отклика на них.
На заключительном этапе педагогическими работниками и администрацией учреждения осуществлялся анализ эффективности формирования сенсорной культуры посредством созданной игровой площадки «Сенсорный сад».
Заместителем заведующего осуществлено обобщение эффективного педагогического опыта работы на педагогическом совете «Формирование образовательного пространства в специальном дошкольном учреждении в свете современной модели образования» (сентябрь, 2017г.), проведено информирование законных представителей на заседании попечительского совета (сентябрь, 2017г.). Размещена информация на сайте учреждения о реализации проекта. Разработаны информационные материалы в помощь педагогам по формированию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством использования игровой площадки. В рамках работы методических объединений для воспитателей дошкольного образования учреждений дошкольного образования и учителей-дефектологов (тифлопедагогов) специальных групп учреждений дошкольного образования в октябре 2017 г. транслирован педагогический опыт работы.
4.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
– кадровое обеспечение (педагоги, обладающие высоким уровнем мотивации к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, имеющие высокий творческий потенциал, организаторские способности, желание участвовать в образовательном проекте);
– нормативное правовое обеспечение: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»; учебный план специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения; программа «Воспитание и обучение дошкольников с нарушением зрения» под редакцией Н.В.Акулич, Н.М.Григорьевой; Учебная программа дошкольного образования;
– материально-техническое обеспечение: привлечение спонсорских средств;
5. ПЛАН, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта осуществляется на основании плана, утвержденного руководителем учреждения.
1 этап подготовительный (сентябрь 2016 г. – февраль 2017 г.) (Приложение 1);
2 этап организационный (март 2017 г. – май 2017 г.) (Приложение 1);
3 этап реализационный (май 2017 г. – август 2017 г.) (Приложение 1);
4 этап заключительный (сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.) (Приложение 1).
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Ландшафтная среда «Сенсорный сад» на игровой площадке позволит:
- существенно повысить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения;
- активизировать конструктивную деятельность детей с нарушениями зрения;
- обеспечить наиболее рациональную организацию коррекции полисенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
7. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Создание цикла игр-занятий по формированию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в образовательных областях: «Искусство» (конструирование), «Элементарные математические представления», «Человек и природа»; на коррекционных занятиях в условиях игровой площадки «Сенсорный сад». Издание журнала «Сенсорный сад» для педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях игровой площадки. Публикация материалов по формированию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в средствах массовой информации.
Дальнейшее пополнение оборудования игровой площадки «Сенсорный сад» с целью обеспечения получения детьми с нарушениями зрения новых сенсорных ощущений.
Приложение 1
№ |
Содержание |
Ответственные |
Сроки |
Подготовительный этап |
|||
1. |
Организация просвещения и подготовки педагогических работников к проектной деятельности. |
Заместитель заведующего по основной деятельности (далее – зам. зав. по ОД) |
Сентябрь 2016г. |
2. |
Определение участников проекта (педагоги, воспитанники). |
Зам.зав. по ОД |
Сентябрь 2016г. |
3. |
Изучение эффективного педагогического опыта создания игровых площадок на территории учреждений дошкольного образования. |
Зам.зав. по ОД, творческая группа |
Октябрь 2016г. |
4. |
Разработка: |
Творческая группа |
Ноябрь 2016г. |
4.1 |
плана-схемы расположения объектов на игровой площадке; |
||
4.2. |
макета игровой площадки. |
|
|
5. |
Составление плана работы с законными представителями по взаимодействию в процессе создания игровой площадки. |
Зам. зав. по ОД |
Декабрь 2016г. |
6. |
Разработка схем наблюдения за детьми в различных видах деятельности на игровой площадке. |
Зам.зав. по ОД, творческая группа |
Январь 2017г. |
7. |
Приобретение необходимых материалов и оборудования. |
Творческая группа, законные представители |
Февраль 2017г. |
Организационный этап |
|||
1. |
Обеспечить реализацию плана работы. |
Зам. зав. по ОД |
На протяжении реализации всего проекта |
2.
|
Проведение семейного субботника. |
Педагогические работники и законные представители |
Март 2017г. |
3. |
Изготовление необходимого оборудования. |
Законные представители, педагогические работники |
Апрель 2017г. |
4. |
Обеспечение: |
Зам. зав. по ОД, педагогические работники |
Апрель 2017г. |
4.1 |
организационно-методического сопровождение процесса создания игровой площадки; |
||
4.2 |
сопровождения педагогических работников в вопросе организации специальной и нерегламентированной деятельности детей в условиях игровой площадки. |
Педагогические работники |
Апрель 2017г. |
5. |
Проведение наблюдений за детьми в процессе специально-организованной деятельности и нерегламентированной. |
Педагогические работники |
Май 2017г. |
Реализационный этап |
|||
1. |
Проведение: |
Педагогические работники
|
Май2017г. |
1.1.
|
игр-занятий по образовательным областям: «Искусство», «Элементарные математические представления», «Человек и природа»; |
||
1.2. |
коррекционных занятий. |
Педагогические работники |
Май-август 2017г. |
Заключительный этап |
|||
1. |
Анализ эффективности функционирования игровой площадки. |
Творческая группа педагогов |
Сентябрь 2017г. |
2. |
Обобщение эффективного педагогического опыта работы по развитию сенсорной культуры посредством использования игровой площадки. |
Педагогические работники, творческая группа педагогов |
Октябрь 2017г. |
3. |
Разработка информационных материалов в помощь педагогам для использования игровой площадки. |
Зам. зав. по ОД |
Октябрь 2017г. |
4. |
Размещение информации по реализации проекта на сайте учреждения. |
Зам. зав. по ОД |
Октябрь 2017г. |
5. |
Трансляция опыта работы для педагогических работников системы специального образования. |
Зам. зав. по ОД |
Октябрь 2017г. |