Нетрадиционные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения зрения.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции детей с нарушениями зрения и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и воспитателю и дефектологу. Как правило, первые контакты детей друг с другом – происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего возраста. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…
Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.
Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. В песочнице сильно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, мышление, память, внимание), а также речь и моторика.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Песок, как и вода способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально с «особыми» детьми.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Цель:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Формирование социально адекватных форм поведения.
4. Коррекция нежелательных черт характера, гармонизация эмоционального состояния.
5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
7. Снижение психофизического напряжения.
8. Актуализация эмоций.
Задачи:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
Планирование занятий 1 раз в неделю по одному учебному часу.
Планирование занятий с 1 октября по 30 апреля, 1 раз в неделю по одному учебному часу. Объём учебного часа для детей младшего возраста – до 25 минут. Всего 28 часов в год. Стоимость обучения на одного человека в час – 3 руб 00 коп.