Страничка учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                              Особенности профессии  Изображение

Большую часть информации человек воспринимает через зрение. Зоркие глаза – это один  из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если  человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток  зрительной информации другими способами. Восприятие мира слепыми и зрячими очень  разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в  процессе обучения человеку требуется специальная помощь. Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.

Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, читать (для этого существуют книги со шрифтом Брайля), прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве. А также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу. Однако задача педагога – не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей младшего дошкольного возраста

«ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТОРАЗЛИЧИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п.; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще».  Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься не только педагоги, но и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; красный – клубника, синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

 Игра -вот самый действенный способ изучить цвета.

1. Покажите детям те вещи, которые им особенно нравятся и называйте цвет.

2. Сравнивайте предметы. Например, наша машина зелёная, как травка.

3. Обязательно объясняйте ребёнку, что один и тот же предмет бывает разного цвета: яблоко бывает зелёное (покажите), а может быть и красным (как ягодка) и жёлтым (как солнышко).

4. А уж затем мы начинаем побуждать ребёнка к действию. –Принеси красную тарелочку, дай маме жёлтое полотенце…

5. Самостоятельно смастерите конфеты  из цветной бумаги (красного, синего, зелёного и жёлтого цветов), положите их в вазочку и попросите ребёнка разложить их по коробочкам такого же цвета: красная конфета- в красную коробочку и т.д.

6. Проделайте всё это с прищепками: прикрепить зелёную прищепку к зелёной коробочке и т.д. Так вы задействуете мышление и мелкую моторику пальцев рук.

7. Обязательно рисуйте вместе. Можно взять трафарет или раскраску и дать ребёнку задание: закрась мяч синим цветом, солнышко- жёлтым…

8. В течение дня обращайте внимание только на один цвет. День синий, зелёный, красный… Предметы одного цвета, для закрепления вашему ребёнку большое подспорье.

Не заставляйте ребёнка насильно. Вызывайте интерес с помощью песен, стихов, игр.

Помните, всё, что не получилось сегодня, получится завтра!

Подготовила: учитель-дефектолог (тифлопедагог) первой категории, Севрук Н.В.

свернуть

Как сохранить зрение детей

КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ ДЕТЕЙ. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать один час в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль. Чтобы улучшить зрение ребенка, нужно подобрать ему соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Помните, что длительный просмотр телепередач или занятий на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение. Длительность непрерывного просмотра телепередач не должна превышать 30 минут, а  занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников - не более 15 минут в день. После просмотра телепередачи или игры за компьютером нужно обязательно сделать гимнастику для глаз.

Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2-х до 5-ти метров в зависимости от величины экрана. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Позвоночнику необходима опора, так что усадите ребёнка на стул или кресло с вертикальной спинкой. Следите за тем, чтобы  картинка на экране была чёткой, яркой, не мерцающей. Ребенок не должен кушать перед телевизором, так что не будьте для него дурным примером.

В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Не должно быть слишком резкого контраста между светом экрана и общим освещением в помещении. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см. Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стол. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Воспитать у ребенка эту привычку помогает соответствующая мебель для занятий. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом. Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из факторов, провоцирующих серьёзные нарушения зрения.

Подготовила: учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей категории, Пайко А.В.

свернуть

Игры и упражнения для развития пространственного ориентирования

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ».

Возможности ребенка ориентироваться в пространстве и самостоятельно передвигаться в нем значительно ограничены при нарушенном зрении.

Родители ребенка с диагнозами «амблиопия» и «косоглазие» должны знать, что при обучении его в ориентировке в окружающем мире особое внимание следует уделять развитию умений выявлять (видеть, находить с помощью зрения и правильно называть)пространственные признаки предметов: их величину, форму, объем. Для успешности ориентированию в пространстве ребенку с такими зрительными заболеваниями очень важно также уметь определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними. По этой причине для формирования пространственного ориентирования в окружающем мире с малышом можно поиграть в следующие игры и упражнения:

Упражнение «Волшебный карандаш».  Карандаш «рисует» какую-либо часть лица» например, брови, а ребенок должен сформулировать, где по отношению к другим частям лица находятся брови. Или, наоборот, «волшебный карандаш» оставляет какую либо часть лица «невидимой».

Игра «Ближе-дальше». Две куклы, большие и маленькие кольца от пирамидок.

Ход игры. Две куклы располагаются на столе на значительном расстоянии друг от друга. На столе в произвольном порядке размещаются кольца от пирамидок. Дается задание «Куклы Даша о Маша любят складывать пирамидки. Маша хочет сложить большую пирамидку, а Даша – маленькую. Передвинь кольца так, чтобы они находились ближе к куклам. Не перепутай, какие кольца хочет взять каждая из кукол.

Упражнение «Моя любимая игрушка». Ребенку дают игрушки, он их расставляет на полочках. Ребенок должен описать координаты того места где стоит его игрушка. Например: «Больше всего мне нравится то, что находится на верхней полке »

Игра «Найди игрушку». Ребенка знакомят  с игрушками, которые потом раскладываются в разных положениях к предметам интерьера ( на столе, под

столом, на подоконнике, около двери и т.д.) затем просят найти игрушки в комнате и назвать, где она находилась. Например: «Кукла сидела на стуле, мишка был под столом, зайчик лежал около двери»

Игра «Мячик потерялся». Для игры нужен мяч. Игра состоит в том, что ребенок должен высказать свое предположение того, где в комнате может затеряться мячик. Например: «...Под столом, под кроватью».

Упражнение «Помоги кукле». Взрослый  произносит: « Кукла Оля принесла с собой игрушки, но их все разбросала. Давай поможем их найти и собрать».

Например: «Смотри, где лежит мишка? (на шкафу). А что в коробке лежит? (зайчик и котик) Где был зайчик? ( в коробке) Где был котик? (в коробке) Смотри, а на кровати что лежит? (мышка) Где была мышка? (на кровати)».

Игра «Что изменилось? Необходимы: набор машинок, гаражи разного цвета сделанные из «Лего».

Ход игры. В разного цвета гаражах стоят машины. Ребенок сначала рассматривает машины и гаражи, стараясь запомнить их. Затем закрывает глаза, взрослый переставляет две машины местами. Ребенку необходимо вернуть их в свои гаражи.                                             

Упражнение «Чей самолетик улетит дальше». Взрослый и ребенок располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный цветной самолетик. Взрослый предлагает «запустить» самолетики как можно дальше. Ребенку необходимо найти только свой самолет и определить чей самолет был дальше, а чей ближе..

Игра «Автогонки». Две заводные машинки, ворота.

Воротики поставить примерно на расстоянии двух метров. Машинки по очереди запустить в ворота, когда они остановятся, надо спросить у ребенка, какая машинка находится ближе, а какая – дальше.

Подготовила: учитель-дефектолог (тифлопедагог) первой категории, Ткачева Л.И.

свернуть

Как научить ребенка пользоваться ножницами

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ

Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу).

В каком возрасте можно давать ребенку ножницы? Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате». Пора ли давать ребенку ножницы? Если Ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому; Как это сделать?

Шаг 1. Купите качественные детские ножницы.

 В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.

Во-первых, расскажите малышу, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению. Во-вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите, как правильно нужно передавать ножницы своему товарищу (ручками вперед).

Как научить ребенка вырезать ножницами (резать ножницами)?

Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее. Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья). Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) – это сделает его руки сильнее.

Наберите в резиновую игрушку воду. А малыш пусть выдавит всю воду – также поможет сделать пальчики сильнее. Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает крохе научиться использовать руку, работая разными пальчиками одновременно). После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.

Как правильно держать ножницы?

1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.

 2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.

3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).

 4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.

 5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

Подготовила: учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей категории, Шилович Е.С.

свернуть

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения

Рекомендации для родителей, воспитывающих  детей с нарушениями зрения.

Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы .Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки). Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения -это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1.Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2.Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7.   При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9.Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10.При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11.Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12.Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13.При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания.

свернуть

Как правильно выбирать очки для ребенка

Как правильно выбирать очки для ребенка

Если у вас возникла необходимость подобрать очки для вашего ребенка, воспользуйтесь следующими довольно простыми советами: 

1. Выбирайте модные очки, но не расставляйте главные акценты на трендах.

Обычно очки для детей по стилю делятся на два вида: для «мальчиков» и для «девочек». Некоторые стили и модели оправ считаются «универсальными», означая тем самым, что их могут носить и те и другие. 

2. Пластиковая или металлическая оправа?

Пластик всегда считался материалом, рекомендованным для детских очков. Он более гибкий, но в тоже время очень прочный материал - идеальный выбор для активных детей. 
Хотя у металлических оправ для очков сложилась плохая репутация в прошлом, сегодняшние очки сделаны так, что вполне могут выдержать ту нагрузку, которую дают им дети. Существует несколько видов металлических оправ для детей в зависимости от материала, из которого они изготовлены, включая монель, нержавеющую сталь, алюминий, нейзильбер и титан. Из этих металлов делают стильные, но довольно легкие и прочные детские оправы. 

Если у вашего ребенка аллергия на металл, тогда он (или она), скорее всего, не сможет носить оправы с содержанием никеля в составе. В этом случае убедитесь в том, что очки, которые вы покупаете, являются гипоаллергенными. Это один из самых важных факторов, который нужно учесть, подбирая очки ребенку. 
Еще одним преимуществом очков в металлической оправе являются регулируемые носовые подушечки. Так как детские носики еще не выросли до их полного размера, то переносицы еще не достаточно развиты. Правильно отрегулированные носовые подушечки предотвращают соскальзывание очков с лица ребенка. 

Обратите внимание на дужки очков. Дужки детских оправ должны довольно плотно прилегать к голове ребенка, но не давить. Для того, чтобы правильно выбрать очки, убедитесь, что дужки очков плотно сидят, полностью обхватывая уши вашего ребенка. Это позволит вашему ребенку не потерять свои очки во время игр. 

Вы видели когда-нибудь очки 19-го века? Производители очков тех времен знали о важности «обхватывающих дужек». Оправы тогда делали только из металла, а лицевая часть оправы всегда была округлой формы. Дужки всегда делались изогнутыми, чтобы очки держались на месте. 
В отличие от ношения очков с прямыми дужками, вашему ребенку придется научиться аккуратно снимать каждую дужку со своих ушей. Просто потянув вперед или вверх можно повредить или сломать очки. 

Если у очков дужки прямые, то на них можно установить силиконовые стопперы, которые предназначены для предотвращения сползания очков во время эксплуатации. Они устанавливаются на душки очков, в нужном положении для вашего ребенка.
Силиконовые стопперы - это эстетический вид  очков, никаких резинок и веревок, а так же удобство и простота применения. 

3. Материал для линз.

Эксперты рекомендуют линзы из поликарбоната для установки в детские очки. Этот материал не бьется и гораздо легче стекла. Легкий вес особенно важен, когда вашему ребенку предписано носить линзы большой толщины. 
И последнее, если ваш ребенок вынужден носить очки постоянно, будет полезным рассмотреть вариант покупки второй пары очков в качестве запасных. 

свернуть

Зачем нужна заклейка?

ЗАЧЕМ НУЖНА ЗАКЛЕЙКА?

Окклюзия (закрывание, заклеивание одного из глаз) – это основной метод лечения   понижения остроты зрения и косоглазия.

Цель окклюзии при понижении остроты зрения – заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза.

ПРАВИЛА РЕЖИМА ЗАКЛЕЙКИ

Устанавливает врач-офтальмолог и очень важно соблюдать их. Чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.

Ребенку с косоглазием (с понижением остроты зрения и без неё) следует пользоваться окклюзией весь день, чтобы ни секунды не смотреть двумя глазами одновременно. Он должен «засыпать и просыпаться одним глазом».

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Вообразим ситуацию: здоровому, без косоглазия человеку с нормальным бинокулярным зрением сделали операцию, как при косоглазии.  После неё следовало бы ожидать появление у него косоглазия. Однако этого не произойдет. Мозг здорового человека привык получать зрительную информацию через прямо стоящие глаза, имеет навык «прямоглазого зрения». Поэтому после операции для восстановления этого зрения его мозг даст команду глазным мышцам, которые немедленно поставят глаза прямо, симметрично.

У ИМЕЮЩИХ КОСОГЛАЗИЕ мозг получает несимметричною зрительную информацию и вырабатывает привычку к «косоглазому зрению». Чем раньше возникло косоглазие и чем позже начато его лечение, тем эта привычка сильнее. Поэтому, попытки устранить у них косоглазие только операцией, обречены на неудачу. После неё мозг, не владеющий навыком «прямоглазого зрения», по имеющейся у него привычке к «косоглазому зрению» даст команду прямым мышцам на восстановление исходной, привычной для него «косой» позиции глаз. Перед операцией у такого пациента нужно разрушить или максимально ослабить ненормальную привычку.

Это можно сделать, исключив окклюзией всякую возможность неправильного зрения двумя глазами до конца лечения косоглазия.

Окклюзия необходима, чтобы пациент постепенно отвыкал от неправильного, "косоглазого" зрения.

Дисциплинированный пациент должен просыпаться "одним глазом", а при снятии окклюзии - немедленно закрыть один глаз.

Следует помнить, если ребенок 1-2 минутки посмотрит двумя глазами, то один день он зря носил окклюзию.

Если он так смотрел 7-10 мин, считайте, что неделя окклюзии потеряна.

Если он смотрел двумя глазами 1-2 часа - потерян месяц лечения,

A если у любимой бабушки он "отдыхал" от окклюзии целый день, то год ее ношения "кому-то под хвост".

свернуть

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    Зрительно-моторная координация - содружественное движение руки и глаза.

Дети, имеющие даже незначительные нарушения зрения, испытывают затруднения в становлении, как произвольных действий двигательного анализатора, так и совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов. Так, нарушения зрения выражаются в снижении отдельных зрительных функций (снижение остроты зрения, прослеживающей функции глаза, локализации взора), что приводит к ослаблению процесса восприятия.            

Несформированность зрительно-моторной координации проявляется при чтении и письме, при овладении навыками самообслуживания, а также трудовыми и учебными умениями.

Невозможность проследить глазом за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного акта на занятиях физкультурой.

Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6-7 лет к обучению к школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира, аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительной функции, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка.

Одной из наиболее серьезных проблем совершенствования уровня готовности дошкольника с нарушением зрения к школьному обучению является подготовка ребенка к овладению процессом письма.

Для детей с нарушениями зрения характерными сложностями в работе по выполнению графических заданий являются:

•          плохое запоминание и различение конфигураций букв;

•          пропуски или появление новых (лишних) элементов;

•          зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;

•          ошибки   пространственного   характера,  связанные   со смещением букв, элементов;

•          нарушение границ рабочего поля, строки;

•          трудности в воспроизведении целостного объекта;

На начальных этапах формирования графических навыков письма все движения полностью контролируются зрением. Глаза ребенка очень внимательно следят за движениями руки.   

Нарушение двигательной сферы приводит к нарушениям координации движений, их точности, а также отрицательным образом влияет на развитие зрительно-моторной координации.

Необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей. Поэтому в ежедневной работе с детьми с нарушением зрения зрительно-восстановительные комплексы стали обязательными, (гимнастика для глаз, видеоазимут, прослеживающая дорожка).

Упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации:

      *«Обведи по точкам»,

      * «Рисование по речевым схемам»,

      * «Работа по трафаретам»,

      * «Упражнения на увеличение и уменьшение предмета»,

      * «Найди предмет» (зашумленные и наложенные),

      * «Обведи предмет»,

      * «Обведи, не отрывая руки»,

      * «Работа по клеткам»,

      * «Лабиринты разной сложности»,

      * «Графические упражнения»,

      * «Заштрихуй предмет».

Во время выполнения предложенных заданий совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.

Учитель-дефектолог I квалификационной категории Севрук Н.М.

свернуть